Психология
Cрок выполнения : 14.12.18
Вид работы : Контрольная
Дисциплины:
Гуманитарные: Психология.
|
Добавлен 08.12.2018 22:17:20
Уникальность:
Доработка:
Подробно: Задание 1. Провести анализ соответствия логики построения и проведения урока закономерностям познавательной деятельности учащихся, учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Психологический анализ урока). Задание 2. Провести анализ деятельности учащихся и учителя при подготовке урока (получить навыки), акцентируя внимание на психологической стороне деятельности (Психологическое обоснование конспекта урока). Задания к практическому занятию 2 Задание 1. Провести анализ соответствия логики построения и проведения урока закономерностям познавательной деятельности учащихся, учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Выполнение задания: 1. Проанализировать урок по приводимой ниже программе. 2. Целесообразно выбрать урок, в котором представлены обучающий и воспитывающий моменты, а также ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом студент должен четко знать цели и задачи урока, методическое построение урока, знать специфику изучаемого на уроке материала. 3. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок, что облегчит последующий анализ. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность учителя и учащихся, обращая внимание на содержательную сторону, манеру поведения, позу, мимику, речь, темп выполнения заданий учащимися и др. Программа психологического анализа урока 1. Анализ деятельности школьников 1.1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую. 1.2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания? 1.3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения. 1.4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях. 1.5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники; какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий. 1.6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко выражены эмоции, с чем это связано? 1.7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся. 1.8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано? 1.9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности учащихся: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи. II. Анализ деятельности учителя 2.1. Информационная функция учителя: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), умение прогнозировать усвоение информации школьниками. 2.2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника. 2.3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом. 2.4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке. 2.5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений. 2.6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность и своевременность оценок и отметок, даваемых учителем, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя. III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся 3.1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение. 3.2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности. 3.3. Характеристика отношения учащихся к предмету. 3.4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем. 3.5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока. IV. Предложения к совершенствованию урока как основной формы учебно-воспитательной работы учащихся В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте конкретные предложения по: 1) улучшению управления учебной деятельностью учащихся; 2) формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению; 3) совершенствованию выполнения учителем системы профессинально значимых функций. К отчету по данному заданию необходимо представить конспект урока и его анализ в одном файле. Задание 2. Провести анализ деятельности учащихся и учителя при подготовке урока (получить навыки), акцентируя внимание на психологической стороне деятельности. Выполнение задания: 1. Выбрать для психологического обоснования любой из уроков, который должен быть дан в период практики. 2. После знакомства со схемой психологического обоснования урока составляется его конспект (обычно эта работа проводится под руководством методиста). При составлении конспекта урока в его содержании должны найти отражение аспекты деятельности учащихся и учителя, которые составляют психологическую сущность урока. 3. В соответствии со схемой психологического обоснования урока проводится анализ данного конспекта. Схема «психологического обоснования» конспекта урока: 1. Психологический анализ деятельности учащихся 1.1. Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности учащихся на уроке и различных его этапах? 1.2. Какие предполагается использовать приемы для активизации не только процессов памяти, но и мышления? 1.3. Каким на уроке будет соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности учащихся? 1.4. На какие приемы умственной деятельности должны опираться учащиеся в процессе повторения пройденного и усвоения нового материала? 1.5. Предполагается ли на данном уроке перенос знаний, умений, приемов? Каких? Как предполагается организовать перенос? 1.6. Как на данном уроке будет развиваться эмоциональное отношение школьников: что должно вызвать положительные эмоции, какие предусматриваете приемы для снятия утомления и активизации положительных эмоций? 1.7. Какие психические процессы и свойства учащихся предполагается развивать на данном уроке? II. Оценка уровня обучаемости школьников 2.1. Оцените готовность учащихся к усвоению нового материала с точки зрения знаний и способов умственной деятельности. Какими критериями при этой оценке вы руководствовались? 2.2. Дайте оценку отношения учащихся класса к учебному предмету и опишите, как вами будет учитываться отношение школьников к предмету при проведении данного урока. 2.3. Как вы предполагаете учитывать на уроке различный уровень обучаемости школьников (темп продвижения при усвоении материала, экономичность мышления, различный уровень умственного развития и т.д.)? 2.4. Какие трудности в усвоении нового материала могут возникнуть у учащихся разного уровня обучаемости? Как вы к этому подготовились при разработке урока? III. Оценка урока 3.1. Помогла ли схема «Психологического обоснования» в подготовке и проведении урока? 3.2. Как вы оцениваете урок с точки зрения соотношения его замысла и практической реализации? 3.3. Какую оценку за урок вы получили? К отчету по данному заданию необходимо представить: конспект урока; психологическое обоснование разработки урока в одном файле.
Кратко: Задание 1. Провести анализ соответствия логики построения и проведения урока закономерностям познавательной деятельности учащихся, учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Психологический анализ урока). Задание 2. Провести анализ деятельности учащихся и учителя при подготов...