Цена – сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар.
Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги.
Функции цены:
1. Учетная – в цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и пр. на изготовление товара. Цена определяет размер прибыли, получаемой п/п после реализации товара.
2. Стимулирующая - воздействие на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, т.к в них заложен определенный уровень прибыли.
3. Распределительная - связана с колебаниями цены под воздействием рын. факторов. Происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения.
4. Функция балансирования спроса и предложения. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают дефицит или избыточное предложение.
5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.
Виды цен:
Оптовые цены - цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.
Закупочные цены - это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции.
Розничные цены - цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли.
Цены на строительную продукцию бывают трех видов:
• сметная ст-ть строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;
• прейскурантная цена - средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 м2 площади;
• договор. цена - цена, кот. устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.
Тарифы на услуги транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров.
Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.
Вид литературы:
Рефераты
Учебный предмет:
Экономика