Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.
От составителей
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
- Природа психического
- Психика и сознание
- Психика и деятельность
- Психофизическая проблема
- Предмет и задачи психологии как науки
Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
- Методика и методология
- Методы психологии
- Наблюдение
- Самонаблюдение
- Объективное наблюдение
- Экспериментальный метод
Глава III ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
- История развития западной психологии
- Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.
- Оформление психологии как экспериментальной науки
- Кризис методологических основ психологии
- История развития психологии в СССР
- История русской научной психологии
- Советская психология
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава IV ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
- Введение
- Развитие психики и поведения
- Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
- Инстинкты
- Индивидуально-изменчивые формы поведения
- Интеллект
- Общие выводы
Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
- Поведение низших организмов
- Развитие нервной системы у животных
- Образ жизни и психика
Глава VI СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
- Историческое развитие сознания у человека
- Проблема антропогенеза
- Сознание и мозг
- Развитие сознания
- Развитие сознания у ребенка
- Развитие и обучение
- Развитие сознания ребенка
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Введение
Глава VII ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
- Ощущение
- Рецепторы
- Элементы психофизики
- Психофизиологические закономерности
- Классификация ощущений
- Органические ощущения
- Статические ощущения
- Кинестетические ощущения
- Кожная чувствительность
- Осязание
- Обонятельные ощущения
- Вкусовые ощущения
- Слуховые ощущения*
- Локализация звука
- Теория слуха
- Восприятие речи и музыки
- Зрительные ощущения
- Ощущение цвета
- Смешение цветов
- Психофизиологические закономерности
- Теория цветоощущения
- Психофизическое действие цветов
- Восприятие цвета
- Восприятие
- Природа восприятия
- Константность восприятия
- Осмысленность восприятия
- Историчность восприятия
- Восприятие и направленность личности
- Восприятие пространства
- Восприятие величины
- Восприятие формы
- Восприятие движения
- Восприятие времени
Глава VIII ПАМЯТЬ
- Память и восприятие
- Органические основы памяти
- Представления
- Ассоциации представлений
- Теория памяти
- Роль установок в запоминании
- Запоминание
- Узнавание
- Воспроизведение
- Реконструкция в воспроизведении
- Воспоминание
- Сохранение и забывание
- Реминисценция в сохранении
- Виды памяти
- Уровни памяти
- Типы памяти
Глава IX ВООБРАЖЕНИЕ
- Природа воображения
- Виды воображения
- Воображение и творчество
- "Техника" воображения
- Воображение и личность
Глава X МЫШЛЕНИЕ
- Природа мышления
- Психология и логика
- Психологические теории мышления
- Психологическая природа мыслительного процесса
- Основные фазы мыслительного процесса
- Основные операции как стороны мыслительной деятельности
- Понятие и представление
- Умозаключение
- Основные виды мышления
- О генетически ранних ступенях мышления
- Развитие мышления ребенка
- Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка
- Первые обобщения ребенка
- "Ситуативное" мышление ребенка
- Начало активной мыслительной деятельности ребенка
- Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
- Умозаключения ребенка и понимание им причинности
- Отличительные особенности ранних форм детского мышления
- Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
- Овладение понятиями
- Суждения и умозаключения
- Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
- Теория развития мышления ребенка
Глава XI РЕЧЬ
- Речь и общение. Функции речи
- Различные виды речи
- Речь и мышление
- Развитие речи у детей
- Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
- Структура речи
- Развитие связной речи
- Проблема эгоцентрической речи
- Развитие письменной речи у ребенка
- Развитие выразительной речи
Глава XII ВНИМАНИЕ
- Введение
- Теория внимания
- Физиологические основы внимания
- Основные виды внимания
- Основные свойства внимания
- Развитие внимания
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Введение
Глава XIII ДЕЙСТВИЕ
- Введение
- Различные виды действия
- Действие и движение
- Действие и навык
Глава XIV ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Задачи и мотивы деятельности
- Труд
- Психологическая характеристика труда
- Труд изобретателя
- Труд ученого
- Труд художника
- Игра
- Природа игры
- Теории игры
- Развитие игр ребенка
- Учение
- Природа учения и труд
- Учение и познание
- Обучение и развитие
- Мотивы учения
- Освоение системы знаний
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Введение
Глава XV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- Установки и тенденции
- Потребности
- Интересы
- Идеалы
Глава XVI СПОСОБНОСТИ
- Введение
- Общая одаренность и специальные способности
- Одаренность и уровень способностей
- Теории одаренности
- Развитие способностей у детей
Глава XVII ЭМОЦИИ
- Эмоции и потребности
- Эмоции и образ жизни
- Эмоции и деятельность
- Выразительные движения
- Эмоции и переживания личности
- "Ассоциативный" эксперимент
- Виды эмоциональных переживаний
- Эмоциональные особенности личности
Глава XVIII ВОЛЯ
- Природа воли
- Волевой процесс
- Патология и психология воли
- Волевые качества личности
Глава XIX ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
- Учение о темпераменте
- Учение о характере
Глава XX САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
- Самосознание личности
- Жизненный путь личности
- Послесловие
- Исторический контекст и современное звучание
- фундаментального труда С.Л.Рубинштейна
Эта книга будет просто незаменима при подготовке к модулям и контрольным работам по общей психологии. Учебник написан выдающимся психологом своего времени. Признан одним из лучших.
Данный учебник будет полезен не только студентам факультетов психологии, но и всем тем, кто хочет поближе познакомиться с наукой о душе!
Вид литературы:
Книги
Учебный предмет:
Общая психология