Этапы развития современного ушу - Курсовые - Фузкультура - Библиотека

Исполнители
Безопасность заказов и сделок
Время на проверку работ
Войти
c264 - автор студенческих работ

VIP! c264  ЧАТ

Рейтинг : 5133
lesi555 - автор студенческих работ

VIP! lesi555  ЧАТ

Рейтинг : 17976
Помощь по экономическим и гуманитарным дисциплинам
olga_1309 - автор студенческих работ

VIP! olga_1309  ЧАТ

Рейтинг : 21473

VIP! stepanivan  ЧАТ

Рейтинг : 874
Студентам в помощь
VIP Исполнители
ВЫПОЛНИМ
Лента заказов

  • Заказать Работу
  • Готовые работы
    Заметки
    Библиотека
    Файлообменник
    Как сделать заказ
    Исполнители
    Магазин
    Новости
    Видео, ТВ и Радио
    Дисциплины
    Статьи, Опросы
    Форум
    Контакты
    Исполнители
  • Математические
  • Физика-Химия
  • Технические
  • Программирование
  • Гуманитарные
  • Экономические
  • Юридические
  • Иностранные языки
  • Другое, Разное
  • Статьи, Копирайтинг
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • Дизайн, Графика
  • Аудио/Видео
  • Сообщения форума
    Поздравим всех!
    С наступающим Новым Годом !
    С 8 МАРТА МИЛЫХ ЖЕНЩИН!!!
    Как вы относитесь к help-s.ru ?
    Посмотрим, посмеёмся! ;)
    Помочь с самоваром.
    Electronics Workbench 5.12
    WebMoney или YAndex
    Объявления и Уведомления
    Крик души
    День рождения
  • Cегодня (2): feja1387 , igo851305
  • Завтра: ksenki  Vishvish  plyus  marina1405 
  •  

    Этапы развития современного ушу

    Библиотека - файл № 66854    

    ВВЕДЕНИЕ

    Благодаря открытости современного мира стало больше возможностей познакомиться с  культурой разных  народов, взять самое лучшее на вооружение, гармонично ввести в  свою жизнь  повысить личную культуру и укрепить здоровье.                                                                                                              Чудесное Боевое Искусство ушу или как принято считать в Китае «сокровенное искусство» (мяо и, суань шу). Оно реализовывалось в « сокровенном ударе» (шень цюань), даровало «истинное мастерство» (чжень гунфу), благую мощь (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный, «от Неба данный характер» ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: «упражняться в достижении мастерства»  (лянь гунн), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются».
        Ушу послужило истоком и  одновременно матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом.
        Если японские боевые искусства распространялись в мире по «официальной» линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское ушу проникло в другие страны, прежде всего через общины китайцев-эмигрантов хуацяо. Именно от них запад узнал о китайском ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу.
    В Поднебесной империи считалось, что чем дальше в глубь времен отстоит от  нас то или иное событие или явление, тем оно ценнее для последующих поколений  и тем больше истины заключено в нем. В Китае бытовали представления  о  некой «золотой древности» — эпохе порядка,  справедливости  и  добродетели,  когда процветала культура и небесная гармония находилась в соответствии с  земными уложениями. Нередко в Китае знаменательные исторические  события  относились
    в далекое прошлое, за несколько сот лет до реальной  даты.  И  сейчас  можно
    встретить описания «зачатков» ушу  у  синантропов,  первобытных  охотников, вооруженных  «оружием  ушу»  —  каменным  топором  и   примитивным   луком.
    Реальность, однако, свидетельствует  о  другом  —  ушу  возникло  на  стыке
    китайской  натурфилософии  и  различных  способов  подготовки  воинов  в  те времена,  когда  и  «гражданское  начало»  (вэнь)  и  «военное»   (у)   были
    достаточно высоко развиты. Хотя в раскопках скальных пещер в  Мавандуе  были обнаружены изображения людей в  позах,  отдаленно  напоминающих  современную дыхательно-медитативную систему цигун, но вполне вероятно, что эти  ранние упражнения были не сложнее обычной утренней гимнастики.
       Впервые термин ушу можно встретить в памятниках начиная  с  III  в.,  до
    этого времени употреблялись названия лишь  для  отдельных  конкретных  видов борьбы — шоубо,  сянбо,  цзяоли,  чаншоу.  Буквально  ушу  переводится  как «воинские искусства», хотя полный смысл  термина  выходит  далеко  за  рамки этого дословного перевода. Первоначально у-шу, вероятно, представляли  собой структурно  не  оформленную  систему  чисто   воинской   практики,   которой занимались в основном  на  элитарном  уровне  китайской  цивилизации  —  при дворе, в среде знати или  «людей  просвещенных».  Несколько  позже  методики подготовки воинов проникают и в народную  среду,  где  сливаются  с  широким спектром  народных  верований,  а  также  крупнейших  религиозно-философских систем Китая — конфуцианства, даосизма и буддизма.
      Постепенно наметились основные центры развития ушу, начали формироваться основные стили и направления. Этот процесс достиг апогея в  XVII—XVIII  вв., во времена маньчжурского завоевания Китая.  Толчком  к  формированию  стилей служили, вероятно, чисто внешние факторы —  хотя  бы  такие,  как  нашествие чжурчжэней, монголов, а позже маньчжуров. Владычество  иноземцев  заставляло китайский народ укрывать свое воинское искусство в тайных школах  и  сектах, основным консолидирующим началом которых нередко и были  именно  занятия  ушу. Само ушу начинало символизировать не просто набор приемов и  хитроумных методик, но некое  священнодействие,  теургию,  учение,  которое  передается лишь от учителя ученику  в  форме  своеобразного  «диалога  душ».  В  тайных школах сложились ныне широко известные направления и стили ушу  —  Шаолинь-цюань, Багуа-чжан, Хун-цюань, Танлан-цюань и  ряд  других.  Закрытая  школа, существовавшая в рамках тайного общества, обеспечивала передачу традиций  ушу в неизменном  виде.  «Передавая  учение,  преемствуем  душу»  —  на  этом принципе было построено все традиционное -шу.
       Помимо существования закрытых школ, были и широкие секты  гуань  или  шэ, обычно связанные со  школой.  Собственно  «академическая»  школа  называлась мэнь («врата») — символ того, что ученик, входя  во  «врата»,  оставлял  все старое за ними, обретал качества «настоящего человека»,  после  чего  ему  и передавались тайны учения. Однако все это было связано  с  огромной  работой над собой и большой психологической нагрузкой,  поэтому  секты  гуань  и  шэ нередко  внешне  дублировали  основную  школу,  имитировали  чисто   внешний рисунок движений, не углубляясь в  философские  сложности.  Такая  структура традиционного ушу, сохранившаяся вплоть до начала XX в.,  позволяла  любому желающему практиковать это искусство в зависимости  от  своих  физических  и психических способностей.
       Каждая школа обязательно  восходила  к  первоучителю,  «Отцу-основателю», легендарному мастеру, который придавал всем последующим поколениям  учеников статус  каноничности  и  высокий   социальный   престиж.   Создание   стилей приписывалось  в  основном  легендарным   личностям,   поэтому   подавляющее большинство стилей ушу соотносятся  с  героями  китайской  традиции:  стиль «Обезьяны» (Хоу-цюань) — с царем обезьян Сунь  Укуном,  стиль  «Направленная воля» (Син и-цюань) — с легендарным полководцем Юэ Фэем. Даже Конфуций (Кун-цзы) и его ученики якобы занимались  стилем  Кунмэнь-цюань.  Особенно  много стилей приписывается «молодцам с горы  Ляншаньбо»  —  героям  средневекового романа  «Речные  заводи».  Стиль  «Пьяницы»  (Цзуй-цюань)  был   разработан, согласно легенде, бесстрашным монахом Лу Чжишенем, стиль  «Пронзающие  ноги» (Чо-цзяо) —У Суном, «Потерянный  след»,  или  «Лабиринт»  (Мицзун-цюань),  — бывшим воспитанником  шаолиньского  монаха  Янь  Цином.  Все  эти  версии  о возникновении стилей ушу формировали  у  занимающихся  чувство  единения  с традициями мастеров и героев славного  прошлого,  вводили  в  мир  китайской истории. Таким образом, ушу становились своеобразным способом  социализации многих членов китайского общества — то есть приобщали к основным  культурным установкам,  необходимым  для  существования  человека  как  члена   данного общества.  Не  случайно  в  каждом  стиле  ушу,   помимо   изучения   чисто технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской  философии, логики, способы обращения к старшим, общения с  людьми,  принципы  поведения, как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях.
    Таким образом, уже в  древности  в  Китае  наметились  две  линии  развития   воинской   практики, которые соответствовали основному   делению китайского общества. Первый уровень   —  элитарный.  На  этом   уровне   воинские искусства  в  основном  служили  подготовке воинов, а также для придворных состязаний и   театрализованных   представлений.    Боевым   единоборствам  придворные  поэты  посвящали   стихи    и    литературные    произведения:  например, известный поэт  Бо  Юань  посвятил стихи упражнениям с  мечом  и   коротким  копьем  и,  кроме  того,   описал   конкретные приемы нападения и защиты. Позже   вошло  в  обыкновение  писать  трактаты  по воинским искусствам в поэтической форме.
    Второй уровень, на котором практиковались   единоборства  и   воинские   искусства,   —   народный,  или  локальный.  В  древности  на этом уровне     единоборствам     не   придавалось большого прикладного  значения:   в основном  и  сянпу,  и  сянбо,  и  цзюэди   носили   зрелищный,    игровой    характер,   повторяя в своей основе внутреннюю сущность   чжоуских боевых обрядовых танцев.  Народная   культура   обычно   имитировала   элитарную   имперскую культуру, но как бы в  упрощенном   виде, фактически в народе практиковались те  же  виды  единоборств  (исключая,  конечно,   слишком      профессиональные      воинские   искусства), что и при дворе.  Однако  здесь   не   было   ни   кодифицированного   набора   приемов,    ни    правил.    Многочисленные   разновидности  борьбы  —  цзюэди,   цзяоли,   шуайцзяо, сянпу, сянбо — перекрещивались, а   их  названия  зачастую  путались.  Это  был   веселый праздник, полный музыки и  радости.   В  то  же  время  он  нес  воспоминания  об   истории  Китая,  о  битвах   великанов,   о   непобедимом  Хуанди  и  мятежном  Чию,   о   сменах династий, о походах и сражениях.
    Как  на  элитарном,  так  и  на  народном   уровне  в  практике   единоборств   большое   значение   придавалось   чисто   ритуальным   действиям, но органичного сращения  методов   боя с философскими системами, вероятно, еще  не произошло. Это, однако,  не  помешало  в   конце правления  династии  Хань  возникнуть   первой кодифицированной системе рукопашного   боя. Она была создана наставником  воинских   искусств Го И, который назвал  ее  «Длинная рука»  — Чаншоу.  Этот  комплекс  главным   образом   оборонительных   приемов   был   рассчитан  на   борьбу   с   вооруженным   соперником и  нашел  широкое  применение  в   армии.  Хотя,  в  сравнении  с  позднейшими   стилями ушу,  арсенал  приемов  Го  И  был   крайне  ограничен,  а  в  качестве  ударных   частей тела использовались  только  кулаки, колени   и   стопы   ног.    Чаншоу,  как   свидетельствует «История  поздней  династии   Хань»    («Хоу    Ханыпу»),     пользовался   популярностью еще в начале IV в. Этот  стиль   имел чисто прикладное значение.
    Развитие  светских  воинских  искусств  и  народных  единоборств  шло  параллельно   с   развитием  учения  даосов   об   «искусстве   продления   жизни   человека» (яншэншу), включающим методы дыхания, медитации,   гимнастические  упражнения,  теорию  циркуляции  в   теле   человека   жизненной   энергии ци. Слияние этих  двух  направлений   легло в основу глобальной системы ушу.
        В средние  века  школы  ушу  не  столько   обучали  приемам  нападения   или   защиты,   сколько приобщали к  истории,  культуре,  к   традиции.  Идеалом   для   древнего Китая становился «благородный  муж», преисполненный воинской    доблести    и   гражданских   талантов.  Так,   знаменитый  полководец периода Троецарствия  Гуань  Юй,  который, по преданию, легко, «словно  шарик  от  самострела»,  поднимал  камень  в   500  цзиней  (250  кг),  считается   легендарным  основателем некоторых стилей ушу. Гуань Юй  был  обожествлен   и,   став   покровителем  воинов,   обеспечивал   победу    в    бою,  неуязвимость от стрел и  мечей.  Поклонение  ему было обязательным во многих  школах  ушу.

    1.НА ПЕРЕЛОМЕ ТРАДИЦИЙ
    1.1. Реформаторы и мастера ушу
        В конце 90-х годов XIX в. группа ки¬тайских интеллектуалов начала настойчиво ратовать за проведение в Китае реформ, модернизацию армии и флота, изменение структуры экономики и внешней торговли, для чего предлагала активнее использовать опыт западных стран. Один из лидеров реформаторов Тань Сытунь вообще был готов временно отложить Конфуция в сторону и воспользоваться именем Иисуса». В 1898г. императорским эдиктом было официально объявлено о начале проведения реформ.
    На волне реформаторского движения возникла идея о необходимости переосмыслить традицию ушу. Явным лидером среди прогрессивно настроенных мастеров ушу становится Пан Чжэнъи (1844 - 1900 гг.), мусульманин, более известный под именем Ван Пятый-Алебарда (Дадао Вапъу). Свое прозвище Ван Чжэнъи   получил  33  то, что был  пятым учеником в школе ушу и обладал фантастическим мастерством во владении алебардой. Называли его и другим прозвищем — Великий Рыцарь из Пекина. Выходец из бедной семьи (два его брата умерли от голода), в двенадцать лет он по¬ступил в школу ушу, где не только постигал боевое искусство, научился грамоте и даже штудировал конфуцианские каноны. Ван прославился тем, что в одиночку разгонял шайки туфэев — «местных бандитов». Хроникеры тех лет восхищались Ваном: «Ван Пятый прозван "бинь" — '"Гармоничный", или "Безупречный духовно и физически". Великодушный и бескорыстный человек, он действительно был великим воином... Ван быстро увлекся идеями реформаторов. Немалую роль в этом сыграл их видный лидер Тань Сытун, который тренировался у него с двенадцати лет. Ван обучал его бою с мечом и кулачному искусству, а Тань Сытун заразил его идеями обновления Китая.
    Движение за реформы продолжалось лишь с июня по сентябрь 1898 г. Под нажимом консерваторов ни одно из начавшихся преобразований не было осуществлено. Лидеры реформаторов, будучи блестящими теоретиками, оказались политически слабыми игроками. Этот период получил название «ста дней реформ». Тань Сытун, имевший немалый вес среди бойцов ушу, в конце концов, оказался в тюрьме.
    1.2. Ассоциация Цзинъу.
    Ранний этап истории ушу новейшего времени самым непосредственным образом связан с Ассоциацией утонченных боевых искусств Цзинъу и мастером Хо Юаньцзя, который стоял у ее истоков. Создание этой организации, ставшей первым в мире официальным союзом ушу; по сути, дало начало качественно новому этапу развития боевых искусств. Нередко история Ассоциации Цзинъу рассматривается как история всего ушу новейшего времени. В этом, конечно, есть изрядная доля преувеличения, но так или иначе Ассоциация Цзинъу стала образцом для всех последующих ассоциаций и союзов ушу вплоть до сегодняшнего времени.
    Ассоциация Цзинъу была создана в 1909г. Хотя существуют заметные расхождения по поводу даты создания этой организации. В исторических материалах раньше всего упоминается 1 сентября 1909г. Считается, что сам Хо дал ей название Физкультурный институт утонченных боевых искусств (Цзинъу тицао сюэю-ань). Проследить происхождение термина «цзинъу» оказалось довольно трудно. Ни один из современных патриархов Цзинъу (а сегодня это крупная международная организация) не сумел дать ответа на вопрос о его возникновении. Если второй иероглиф («у») в слове «цзинъу» однозначно переводится как «боевое искусство», то первый иероглиф («цзин») имеет много значений: «семя», «суть», «очищенный», «утонченный», «рафинированный», свидетельствуя об элитарности и утонченности. Таким образом, речь идет об «утонченных боевых искусствах», «чистых боевых искусствах» или «сути боевых искусств». В русском издании книги Чжан Юкуня Ассоциация Цзинъу переводится как «военно-спортивный со¬юз», что не отвечает элементарным нор¬мам перевода. Так или иначе, этим понятием создатели Института, позже переименованного в Ассоциацию, отделяли свое («истинное» и «утонченное») ушу от других школ.
    Название «институт» было в то время слишком громким для двух ветхих строений и большого двора, расположенных неподалеку от железной дороги и арендовавшихся за 14 юаней в месяц. Старшим инструктором этой организации был выбран Хо Юаньцзя, а заместителями и одновременно преподавателями стали его ученики Лю Чжэньшэн и Чао Ханьцзе.
    Никакого четкого плана развития  Институт Цзинъу не имел. По сути, он представлял собой традиционную школу ушу, взявшую громкое название и отказавшуюся от традиционного закрытого метода преподавания. Сам Хо Юаньцзя, которого традиция считает основоположником как Института, так и всего движения Цзинъу, в реальности не успел что-либо предпринять — в сентябре 1909 г. он умер при странных обстоятельствах. Но сегодня именно Хо Юаньцзя является символом Ассоциации Цзинъу и начала реформ в ушу первой четверти XX в.
    В сентябре 1911 г. Ассоциация Цзинъу провела первый в Китае общенациональный фестиваль по ушу, в программу которого вошла демонстрация комплексов (таолу), в том числе с оружием. Зрелище было ярким и необычным — участники показательных выступлений предстали перед зрителями в одинаковой форме, что вместе с блестящим показом техники произвело большое впечатление на публику. Впервые школа ушу проводила столь массовые выступления, открывая доступ к себе практически всем желающим.
    Первоначально за основу организации Ассоциации была взята привычная структура тайных союзов. Естественно, что легальный характер работы Ассоциация Цзинъу, проводимой с одобрения государственной администрации,  не позволял полностью воспроизвести структуры традиционных тайных обществ «хуэйданов». Тем не менее, при вступлении в Ассоциацию бралась клятва, были утверждены знамя и знак Ассоциации. Он представляет собой щит с тремя звездами или тремя перекрещенными кольцами, что символизирует единство трех начал — физического, духовного и интеллектуального.
    Членам Ассоциации преподавались три основных предмета, отражающие направленность школы: физическая культура, этика, философия. По существу, это было причудливое переплетение современной формы преподавания с традиционными дисциплинами, которые в старых школах ушу объяснялись лишь узкому кругу учеников. Таким, пожалуй, и был первый прорыв к современному преподаванию ушу, хотя еще не наметилось четкой методической базы и подробных программ обучения.
    Помимо нескольких стилей ушу здесь преподавались и многие западные «новшества», в том числе футбол и баскетбол, китайские прыжки в высоту, гимнастика, атлетика, настольный теннис, английский бокс, дзюдо, китайская борьба шуайцзяо — всего более двух десятков видов спорта. Здесь же можно было изучать фотографию, игру на музыкальных инструментах и пение, театральное искусство, каллиграфию, традиционную медицину.
    Ассоциация функционировала в основном как учебное заведение, для чего разрабатывались программы, курсы, аттестационные и выпускные нормативы. Различные виды экзаменов и прежде можно было встретить в старых школах ушу, но лишь в Ассоциации Цзинъу аттестационная система была представлена с учетом всех современных требований, и выпускнику вручался официальный диплом, признанный государством. Это заметное новшество, было затем в том или ином виде скопировано другими организациями ушу.
    Под знаменами Ассоциации собрал¬ся цвет китайского ушу. Здесь преподавали одно время Ли Цуньи — блестящий знаток синъицюань и участник «боксерского» восстания, Пэн Мэйжун — мастер синъицюань и мицзунцюань. Направле¬ние тайцзицюань возглавлял патриарх и создатель стиля у тайцзицюань У Цзян-цюань. Мастер Чэнь Вэйсян преподавал «Кулак пьяного» (цзуйцюань), Чэнь Цзыч-жэн — «Кулак когтей орла» (инчжаоцю-лпь). Мастера Хо Дунгэ (сын Хо Юаньцзя) и знаменитый в то время Ло Гапъюй курировали «стили ушу течения реки Чжэц-зян», следуя классификации, принятой в Ассоциации Цзинъу. Четыре человека, преподававшие в Ассоциации, — Чао Ляньхэ, Ло Ганюй, Чэнь Цзычжэн,
    Такой концентрации мастеров раз¬личных школ Китай еще не знал. Никогда столь разнородные стили не встречались под одной крышей.
    К началу 20-х годов в рамках Цзинъу преподавалось уже несколько сот самых разных комплексов и несколько десятков стилей, что создавало определенное не¬удобство в обучении. Изначально руководство Ассоциации решило превратить Цзинъу в ведущее учебное заведение по ушу, но такое количество стилей не позволяло составить стройную программу и аттестационные нормативы. Каждый инструктор самостоятельно определял, что нужно и что не нужно в обучении, при¬чем многие занимались «коллекционированием» комплексов, число которых быстро росло, а это влияло на качество подготовки бойцов.
    Наконец в 1924 г. была проведена «ревизия» преподаваемых комплексов, в результате чего возникла система классификации ушу «по течению рек», о кото¬рой мы уже рассказывали: стили течения Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзяна. Эта система охватывала лишь те стили ушу, которые преподавались в рамках Цзинъу, а потому, хотя новая классификация и вышла однобокой и далеко не полной, она прекрасно подходила для нужд преподавания и аттестации. Но и после упорядочения число комплексов оказалось поразительным. Например, только к стилям «течения Хуанхэ» было отнесено 69 комплексов кулачного искусства, 19 парных комплексов без оружия, 56 комплексов с оружием, 36 парных комплексов с оружием и шесть комплексов боя голыми руками против оружия.
    В реальности никто не мог осилить такой объем материала. Тогда по решению ведущих мастеров Ассоциации бы¬ли отобраны десять лучших комплексов, которые до сих пор составляют канон Цзинъу: комплексы начального уровня — «Хлещущие ноги» (таньтуй) и «Достижения мастерства в силе» (гунлицюань); среднего уровня — парный комплекс кулачного боя «Связки хлещущими ногами» (цзетаньтуй), «Большой бой» (дачжаньцюань) и «Связанные удары» (цзецюань); комплексы высшего уровня — комплекс «Меч Восьми три¬грамм» (багуадао), «Копье пяти тигров» (ухуцяо), «Шест стада баранов» (цюнь-янгунь), парный бой «меч против копья» («даньдао чуй цяо») и парный комплекс без оружия «Связки кулачного искусства» (таоцюань).
    Несложно заметить, что последовательное изучение этих десяти комплексов представляет собой продвижение бойца от начального уровня к высшему уровню, причем на каждой ступени необходимо сдавать соответствующий экзамен. Сего¬дня эти комплексы считаются «визитной карточкой» Цзинъу и составляют костяк обучения традиционным формам ушу во многих странах мира.
    Комплексы были отобраны таким образом, чтобы боец мог в равной степени овладеть базовой техникой всех трех категорий стилей «по течению рек». На¬пример, комплекс с мечом пришел из шаолиньского направления, комплекс кулачного искусства гунлицюань — из стиля мицзунцюань и т.д.
    Традиционный набор стилей, изучаемых в ассоциации Цзинъу, до сих пор почти не изменился. Это шаолиньцюань, мицзунцюань, «Кулак копей орла» (инь-чжаоцюань), тайцзицюань направления Ян и У, синъицюань, «Копье шести соответствий» (люхэ цяо) — всего свыше двух десятков стилей.
    1.3. Идеология нового ушу.
    Постепенно в Ассоциации был выработан сложный ком¬плекс форм поведения, ритуалов, предписаний, методов тренировки, который получил обобщающее название «образчик Цзинъу» или «форма Цзинъу» (цзинъу ши), а также «дух Цзинъу» (цзинъу цзиньшэн). В первую очередь речь идет об особой идеологии Цзинъу. Основой считаются «три типа воспитания» (сань юй) — физическое, интеллектуальное и моральное.
    В официальных материалах Цзинъу начала 20-х годов был сформулирован характер деятельности Ассоциации: «Физкультурная Ассоциация Цзинъу счи¬тает главным занятия физическим воспитанием, а вспомогательным — воспитание морали и знаний. Особенное же внимание уделяется национальному искусству, а поэтому специализация в национальном искусстве предусматривает преподавание нескольких десятков на¬правлений».
    Ассоциация неоднократно получала письма от Сунь Ятсена. Выступая после показательных выступлений бойцов Ассоциации 5 ноября 1915г., Сунь Ятсен говорил о пользе боевых искусств для воспитания нации, с одобрением отзывался о помощи, которую Цзинъу «оказывает людям в овладении кулачным искусством». Политическая поддержка помогла сделать эту организацию массовой. При ней стали открываться также общества-филиалы, ставившие своей главной зада¬чей изучение истории ушу и его философского наследия.
    В ту эпоху Ассоциация Цзинъу практически во всех областях ушу была «но¬мером один». Ее мастера первыми ввели единую программу преподавания, распространившуюся во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии, создали единую идеологию и четкий устав, провели первый крупномасштабный турнир, разработав для этого (опять-таки, впервые!) современные правила соревнований.
    Ассоциации Цзинъу принадлежит и первенство в издании методических пособий по ушу. Этой работой руководили Чэнь Тешэнь, Чжао Ляньхэ и Лу Вэйчан. Под лозунгом «Без культурного развития далеко не уйдешь» первоначально в журналах стали публиковать описания комплексов Цзинъу, а затем в 1922—1925 гг. вышли и первые книги «Хлещущие ноги» («таньтуй»), «Меч Дамо» («Дамо цзянь»), «Копье пяти тигров» («ухуцян») и еще около десятка изданий. В 1918—1919 гг. (точно установить не удалось) в Китае были сняты первые пять фильмов об ушу, которые демонстрировались в Шанхайском кинотеатре на улице Цюцзян. В них рассказывалось об идеях Цзинъу, о Хо Юаньцзя, показывались тренировки в специализированных группах, в школах, институтах и промышленных предприятиях, женские тренировки, аттестация первой группы Цзинъу после шестилетнего курса обучения, базовые комплексы и бои. Все эти фильмы пропали в 1938г. во время оккупации Шанхая японцами.
    Другим важным направлением деятельности Цзинъу стало внедрение методик преподавания ушу, а точнее — про¬грамм Цзинъу в начальных, средних и высших заведениях. Десять комплексов Цзинъу с середины 20-х годов изучались не только в шанхайских школах и университетах, но даже в учебных заведениях дру¬гих городов, например, на юге, в Гуанчжоу. Ассоциация Цзинъу постепенно приобретала офи¬циальный статус, оставаясь при этом формально общественной организацией.

    1.4. Первые шаги за пределами Китая
    Первые состязания по ушу, проведенные Ассоциацией в 1911 г, предрешили стремительный рост числа филиалов и отделений Цзинъу по всему Китаю. Первый из таких филиалов был открыт в том же 1911г. в приморской провинции Чжэцзян. В июле 1918 г. создан филиал в Ханькоу, в апреле 1919 г. — в Гуанчжоу, в 1920 г. — в Шаньтоу, в 1921 г. — на юге в Фошане, в 1922 г. — в Гонконге, в 1925 г. — в Сямэне, в 1927 и 1928 гг. — первый и второй филиалы «Цзинъу тиюй хуэй» в Сычуани.
    Ассоциация стала самой крупной в Китае организацией, преподававшей ушу, и даже после открытия в 20-х годах других союзов ушу, оставалась лидером как по массовости, так и по комплексности преподавания. Ассоциация Цзинъу придерживается традиционной программы преподавания, в основе которой — десять базовых комплексов (четыре комплекса с оружием и шесть кулачного искусства) и не¬сколько десятков стилей. Как и раньше, обучение состоит из трех этапов. Для то¬го чтобы получить высшую степень, следует обучаться от шести до двенадцати лет. Во всех национальных ассоциациях Цзинъу, помимо боевых искусств, на основе единой международной программы преподается английский или китайский, а также родной язык, философия, история, каллиграфия, живопись.
    В китайских организациях Цзинъу в каждом зале висит портрет Хо Юаньцзя как напоминание о высокой боевой добродетели и духовной целостности старых мастеров. Рядом находятся традиционные лозунги: «Дух чистых боевых искусств из десятитысячелетней древности сохраняет вечную молодость».
    В сентябре 1994 г. в Шанхае, в центральном районе Хункоу, руководителями национальных организаций Цзинъу было заложено грандиозное 28-этажиое здание, предназначенное для штаб-квартиры Ассоциации Цзинъу.
    На 20 тыс. кв. м здесь размещаются административные помещения, тренировочные залы, библиотеки, архивы Цзинъу, столовые, гостиница и жилые помещения для руководителей и тренеров, в том числе зарубежных. Президентом Ассоциации является Лю Лицзюань, долгое время занимавшая высшие партийные должности в Шанхае. Основная работа ведется генеральным секретарем, обязанности которого до 1994 г. выполнял Чэнь Нэй-хуа. а после него - Гу Жуйюй.

    1.5. Академия национального искусства в Нанкине
    Ассоциация Цзинъу была одной из основных, но далеко не единствен¬ной организацией, которая поднялась на волне государственной поддержки ушу. С 1926 г. для обозначения всего комплекса боевых искусств начал использоваться термин «гошу» — «национальное искусство», или «искусство государства» (иероглиф «го» объединяет значения «государство», «страна» и «нация»). Бытует мнение, что официально использовать название «гошу» вместо «ушу» предложил Чжан Чжицзян, который позже возглавил Цен¬тральную академию национального искусства. До сих пор на Тайване, куда после 1949 г. переехало гоминдановское правительство, боевые искусства называют не иначе как гошу, а сегодня существует крупнейшая Международная ассоциация Гошу с центрами на Тайване и в США. «Национальным искусством» стала не живопись, не каллиграфия, не поэзия, а именно ушу. И это - высочайшее при¬знание его роли в китайской культуре, хотя и не лишенное политического под¬текста. В 20-40-е годы последовательно и ненавязчиво, умно и тактично проводился курс на официализацию ушу, интегрирование его в государственную машину управления.
    Название «гошу» многое значило для ушу. Государство как бы признавало его «своим» и с этого момента начинало оказывать целенаправленную поддержку практически всем школам боевых искусств, которые решили действовать открыто.
    Вместе с тем государственная власть тонко и умело проводила мысль о том, что «пора отказаться от закрытой клановой системы», «следует смотреть на боевые искусства по-новому». Для этого активно поддерживалось издание книг знаменитых мастеров и менее известных их  последователей,  где  доказывалась мысль о необходимости «открытого» ушу. По сути, шел процесс развенчания ореола его «тайности». В известной мере, это уже не зависело от политики государства - власти лишь содействовали процессу, который шел в силу исторической логики, в русле общих тенденций эволюции китайской культуры. Весьма показательно, в частности, высказывание знаменитого шаолиньского монаха-бойца, занимавшего одно время пост настоятеля Шаолиньсы, Мяосина: «Необходимо сломать пришедший из древности запрет на передачу тайн техники ушу ради глав¬ной цели - развития ушу и укрепления государства». Если вдуматься: крамольная мысль, противоречащая канонам шаолиньского ушу, к тому же провозглашена - парадокс! - лицом, призванным следить за соблюдением традиций. Но не меньший парадокс заключается в том, что идея «разрушения запрета на передачу тайны» уже ни у кого не вызывает явного протеста. Сама культура созрела для секуляризации метафизического пласта ушу.
    Синьхайская революция 1911 г., при¬ведшая к провозглашению Китайской Республики, а затем и «движение за новую культуру» 1919 г., стимулировавшее реформы в культурной жизни, дали толчок развитию различных обществ ушу. Некоторые до той поры полузакрытые организации объявляли себя «исследовательскими обществами» или даже «Академиями ушу». В основном они создавались на базе старых «дворов боевых искусств», нигде не регистрировались, но открывали двери всем желающим, публично заявляя о себе. Во многих городах эти общества поддерживали весьма влиятельные люди. Например, региональные военные правители У Пэйфу, Чжан Цзолинь и другие поощряли развитие школ ушу, рекрутируя из них людей для своих армий.
    Ассоциация Цзинъу всего лишь два года держала «монополию» на официальное преподавание ушу. В 1911 г., сразу после Синьхайской революции, возникает не менее десятка подобных обществ. В Шаньдуне было создано «Общество китайского ушу» (Чжунхуа ушухуэй), состоящее из известных бойцов города Циндао. В Тяньцзине основано «Общество бойцов китайского ушу», объединявшее городских простолюдинов.
    В целом гоминьдановское правительство, утвердившееся в 1927—1928 гг. в Нанкине, постепенно брало курс на огосударствление ушу и относилось благожелательно к народным мастерам и да¬же к некоторым тайным обществам, практиковавшим боевые искусства. Ушу стало рассматриваться как символ национального достоинства.
    Как уже отмечалось, развитие ушу поддерживалось не только центральным гоминдановским правительством во главе с Чан Кайши, но и рядом крупных военачальников. Самая большая в ту эпоху Центральная академия нацио¬нального искусства (Чжунъян гошу гуань) в Нанкине была создана при непосредственном участии командующего Севе¬ро-Западной армией маршала Фэн Юйся-на - большого поклонника ушу.
    История приобщения Фэн Юйсяиа к ушу довольна интересна. Он родился в 1882 г. в чрезвычайно бедной семье, кото¬рая проживала в провинции Аньхой. В 50—60-е годы XIX в. эти места были охва¬чены грандиозным восстанием тайпинов. В конце концов семья оказалась окончательно разорена. Глава семейства Фэн Юшу понял, что на прежнем месте вы¬жить невозможно, и решил на некоторое время покинуть дом. В соседнем уезде он поступил в батраки к некоему Чжану. Как-то Чжан нанял для своих двух детей учителя ушу, который приходил к ним каждое утро. Но ученики оказались удивительно нерадивыми - они не желали рано вставать, занимались с большой неохотой, да и вообще не отличались способностями. Учитель был страшно расстроен, но ему платили деньги, и он по-прежнему при¬ходил в дом к Чжанам. Однажды утром, когда учитель ждал, пока проснутся его ученики, он увидел, как во дворе молодой работник неумело выполняет какие-то боевые упражнения. Так он начал обучать Фэн Юшу.
    Через некоторое время в школе ушу состоялись экзамены, которые включали стрельбу из лука и демонстрацию не¬скольких комплексов с шестом и копьем. Вместе с другими учениками сдавали эк¬замены два сына Чжана и батрак Фэн Юшу. Лишь последний сумел пройти испытания. После такого события Чжан из¬гнал батрака из своего дома, даже не выплатив ему последнего жалованья. Но судьба улыбнулась отцу будущего маршала Китая - он переехал в Хэбэй (в то время провинция Чжили), где служил младшим офицером в армии и смог нормально содержать семью.
    Отец и стал первым учителем Фэн Юйсяна в ушу. С малых лет Фэн занимался не только ушу, но и борьбой (шуайцзяо), поднятием тяжестей. Он был настолько силен, что ни один из сверстников не решался с ним бороться. Фэн сошелся с другими по¬следователями народных школ боевых искусств, обучился бою с мечом и копьем. Традиционное оружие он полюбил сразу и навсегда - каждый день поднимался в половине шестого утра и почти полтора часа упражнялся с оружием.
    Поселившись в городе Баодине Фэн Юйсян, посещал школы шаолиньцюань и бацзицюань. Тогда же ему был преподан и первый урок «боевой морали». Одним из старейших бойцов школы был некий Ма Лаотин. На попытку задеть его, нанести во время тренировочного поединки болезненный удар Ма отвечал лишь улыбкой. Фэн Юйсян, пораженный его выдержкой, спросил, почему он никогда не отвечает обидчикам. Ма Лаотин объяснил: «Когда они бьют меня, я даже не напрягаюсь. Если же я ударю, боюсь, они не выдержат». По рассказам современников, Фэн Юйсян почти каждый день проводил весьма жестокие тренировки. Например, укрепляя предплечья, он часами наносил удары руками наотмашь по толстому деревянному столбу, пока не перешибал его пополам. Уже будучи известным вое¬начальником, учитель поражал своих подчиненных тем. Что мог подойти к дереву и ударить по нему изо всех сил ногой.
    Фэн Юйсян стал одним из крупнейших покровителей народных боевых искусств той эпохи. Считая развитие ушу «важнейшим делом», он организовал сбор денег на создание Центральной академии национального искусства в Нанкине. 10 октября 1927г. считается днем основания «Исследовательско¬го института ушу» (Ушу янъцзюсо), который вскоре был переименован в «Ис¬следовательский институт национально¬го искусства» (Гошу янъцзюсо), позже переросший в Центральную академию Гошу. К марту 1928г. в нем работало более 70 специалистов, был избран совет, управляющий работой института.
    Идея создания Института возникла сразу же после успешного завершения Северного похода национально-революционной армии 1926—1927 гг., который с северо-западного направления был подержан армией Фэн Юйсяна. Непосредственно организацией Академии занимался Чжан Чжицзян — один из генералов Фэн Юйсяна, прославившийся во время Северного похода. Чжан занимал ряд высоких государственных постов, в том числе был членом Всекитайского политического совета.
    Первоначально гоминдановская администрация рассматривала институт исключительно как народную организацию, наподобие обычных школ ушу. Но постепенно положение менялось, вероятно, сработали связи Чжан Чжицзяна и прежде всего, Фэн Юйсяна. Институт по¬лучил поддержку члена ЦИК Гоминьдана Ли Лецзюня (он был одно время представителем Гоминьдана при ставке Фэн Юйсяна), после чего государство стало ежемесячно выделять этой организации денежные средства. Именно после этого скромный и практически частный Исследовательский институт гошу получает статус Центральной академии Гошу, находящейся под патронажем государства и на содержании центрального правительства.
    Организацией учебного процесса в Академии занимались заместители Чжан Чжицзяна — известные мастера и фактические создатели центра — мастер тайцзицюань Ли Жунчэн и Чжан Сянь. Все преподаваемые стили были разделены на два направления: Шаолиньское и Уданское. Шаолиньское направление возглавил Ван Цзыпин, а Уданское — известный учитель Гао Чжэндун, мастер багуачжан и синъицюань. В шаолиньском разделе преподавались шаолиньцюань, чацюань, таньтуй, бацзицюань («Кулак восьми пре¬делов»), в уданском — тайцзицюань и багуачжан. Основными задачами Академии были: «социальное стимулирование, широкая пропаганда, консолидация преподавателей, воспитание учителей». Для их решения создали первые в Китае «преподавательские группы», где обучали будущих наставников методике преподавания ушу. Начался выпуск первых крупных журналов по ушу: «Еженедельник национального искусства» и «Специальные материалы по национальному искусству».
    Академия отправляла преподавателей в другие города для индивидуального обучения высокопоставленных персон — так ушу укрепляло свои позиции в мире властных структур. Однажды Фэн Юйсян — духовный отец Академии — обратился к Чжан Чжицзяну с просьбой прислать к нему в горы Тайшань преподавателя по тайцзицюань. С того времени он ежедневно выполнял комплексы тайцзицюань под руководством наставника из Академии, а позже даже сам начал обучать своего секретаря.
    В 1933г. прошли крупные соревнования по гошу с присуждением мест, до этого в основном проводились фестивали по ушу. В 1935 г. в рамках 6-й Всекитайской спартакиады Академия гошу провела первый турнир по ушу — «испытания по национальному искусству» (го¬шу као), который получил одобрение центрального правительства, а в 1936 г. состоялся второй турнир. По другим сведениям, турниры состоялись несколько раньше — в ноябре 1928 г. и в 1933 г. со¬ответственно. Именно после этого по всему Китаю по инициативе местных властей стали создаваться «школы национального искусства» (гошугуань), выполнявшие функции, как центров обучения ушу, так и местных ассоциаций боевых искусств. Открылись центры го¬шу в Чанша, Куньмине, Чунцине, Гуйлине, причем нередко они находились на бюджете местной администрации. Поддерж¬ка центральным правительством деятельности Академии далеко не всегда была однозначной. Например, в середине 30-х годов против Академии выступил секретарь исполнительного юаня (фактически, кабинета министров) центрального правительства, предложивший за¬крыть Академию. Причины конфликта не совсем ясны, но, так или иначе Академия продолжила свою работу.
    В 1933 г. Академия открыла Специализированный физкультурный институт гошу, целью которого стала исключительно подготовка преподавательских кадров. Фактически, это положило начало созданию двух линий в воспитании наставников ушу: одну представляли народные мастера, другую — преподаватели, воспитанные в государственных или полугосударственных институтах. По сути, такая ситуация сохраняется в ушу и по сей день. Впрочем, если до образования КНР две линии ушу дополняли друг друга, а преподавательские кадры черпались в основном из народной среды, то сегодня народное и государственное ушу уже мало связаны друг с другом.
    В июле 1936 г. от Академии по приглашению Национального Олимпийского комитета Германии в Берлин поехала группа с показательными выступления¬ми, что стало одним из первых знакомств европейского мира с ушу. С 1937 по 1943 гг., в период национально-освободительной войны против японской агрессии, сначала в Шанхае, а после его захвата — в Чуцине, куда переехало правительство, 12 раз проводились различные состязания по боевым искусствам.
    По размаху деятельности в области ушу с Академией могла соперничать только Ассоциация Цзинъу. Высокий для того времени методический уровень преподавания, стабильное финансирование, поддержка официальных кругов позволили Академии обогнать Ассоциацию Цзинъу по количеству учеников. Фактически эти две организации — Центральная Академия национального искусства в Нанкине и Ассоциация Цзинъу в Шанхае, которая по-прежнему оставалась, в отличие от Академии, тесно связанной с за¬крытыми школами и тайными общества¬ми, и определяли развитие ушу в период Китайской Республики. В Академии работа¬ли лучшие мастера того времени, согласившиеся сотрудничать с государством. Помимо Ван Цзыпина и Гао Чжэндупа, возглавлявших соответственно Шаолиньское и Уданское направления, здесь же вели занятия знаменитый мастер бацзицюань и чоцзяо Ма Иньту, знаток борьбы шуайцзяо Ма Юйфу, наставник тайцзицюань У Тунань, мастер мицзунцюань и люхэцюань Мэй Жунцзе.
    Роль Центральной академии национального искусства для развития ушу трудно переоценить. Именно здесь создавались первые государственные программы изучения ушу; через каналы Академии государство поддерживало местные школы ушу, правда, осуществляя над ними свой контроль. На основе местных отделений «гошугуань» была фактически апробирована структура будущей Всекитайской федерации ушу, созданной в 50-е годы в КНР.
    Недостатки в работе организации и Академии, приведшие, в конце концов к ее развалу, были продолжением ее же сильных сторон. Поскольку Академия основывалась на государственной поддержке и,  прежде всего на средствах, поступающих от центрального правительства и местных администраций, с уменьшением финансирования в начале 40-х годов, связанным с антияпонской войной, она потеряла прежнее значение. В отличие от Ассоциации Цзинъу, которая всегда оставалась по своей структуре общественной организацией, близкой к традиционным школам, и смогла наладить поступления средств из-за рубежа, для Центральной академии такая ситуация оказалась критической. Государственная структура не смогла функционировать без государственных денег: в 1943г. Академия прекратила свое существование.
    Властям было очевидно, что эффективно контролировать школы и социальные структуры, где практиковалось ушу, можно отнюдь не подавляя их, но, наоборот, всячески поддерживая. В сентябре 1936г. посетить Шаолиньский монастырь решает сам Чан Кайши — глава Китайской Республики, председатель Центрального политического совета партии Гоминьдан, председатель Военного совета Китая.
    В конце 20-х — начале 30-х годов безусловным центром китайского ушу стал Шанхай. Именно здесь власти поощряли официальную регистрацию самых разных школ ушу. Поскольку большинство из них существовало в рамках тайных обществ, то администрация считала их легализацию лучшим способом контроля над этими организациями. В Шанхай съезжались лучшие мастера Китая, попадая в основном под крыло Ассоциации Цзинъу. Здесь же считали за честь тренироваться многие деревенские бойцы, прошедшие «начальный курс» обучения у себя на ро¬дине, поскольку именно в Шанхае можно было попасть в школу к известному наставнику, не являясь членом его клана. Сюда, в частности, в 1929г. приехал один из будущих патриархов тайцзицюань Бо Чжунвэнь. Мастера из Шанхая начинали постепенно захватывать позиции и в других городах. Так, Бо Чжунвэнь по согласованию со своей шанхайской школой от¬крыл преподавание в Нанкине.
    При гоминдановской власти впервые начали проводиться всекитайские соревнования по ушу. Хотя и раньше существовали подобные состязания, охватывавшие несколько провинций или собиравшие лучших бойцов в столице, после прихода маньчжуров эта традиция почти прекратилась. Теперь же будто воз¬вращались времена великих воинов древности — народная среда выдвигала сильнейших мастеров для участия в турнирах.
    Вид состязаний того времени удивил бы завсегдатая современных спортивных соревнований по ушу. Прежде всего, в них участвовала не молодежь, а люди, которые уже завоевали известность своим «внутренним мастерством». Средний возраст участников таких соревнований достигал иногда 60 лет: перед публикой представали не юноши, а известные мастера со зрелым гунфу. Таков традиционный вид состязания, который обычно назывался праздником или фестивалем ушу — «ушу цзс» и был призван не столько выявить «лучшего из лучших», сколько продемонстрировать удивительное мастерство, воплотившееся в конкретных людях.
    Первые официальные состязания состоялись в апреле 1923 г. в Шанхае. На соревнованиях принимали участия Ван Цзыпин — патриарх мусульманского стиля чацюань, который прославился своими поединками с иностранцами, отстаивая национальное до¬стоинство китайцев. У Цзяпцюань — создатель стиля У тайцзицюань и блестящий значок багуачжан. Чжан Фэнянь — 64-летний мастер китайской борьбы шуайцзяо, чье и¬кусство на соревнованиях заслужило эпитет «самого чистого». Гао Фэнлинь (68 лет) — великолепный знаток стиля дитанцюань — «Кулак лежащего на земле» и патриарх хоуцюань — «Кулака обезьяны». С юга приехал Ван Чжанъу, знаток стилей «Вращающийся кулак» (фаньцзы), «Кулак рубящих ударов» (пигуацюань), «Стиля богомола» (танланцюань), «Пронзаю¬щие ноги» (чоцзяо). Он объединил все эти стили и создал единое эффективное боевое направление «Кулак комплексной (всеобщей) подготовки» (тунбэйцюань). Самыми пожилыми участниками были знаток нескольких шаолиньских стилей Хэ Юйшань (81 год) и Чо Гучэн (71 год) — мастер стилей «Красный кулак» (чацюань, хунцюань), «Взрывающийся кулак» (иао-цюань), «Китайский кулак» (хуацюань). Восхищение зрителей вызывал 68-лет¬ний старен Ли Вэйтин — «с седой, будто тронутой серебром бородой, преисполненный чистым духом». У него «не было такого движения, которое не получило бы духовную наполненность».
    Естественно, что таких мастеров невозможно сводить в поединках и тем более оценивать, кто из них сильнее. Поэтому была создана система, удивительным образом отражающая уважение к боевой традиции Китая: победители не распределялись по местам, а называлась сразу целая группа лучших мастеров. Так, по итогам первого турнира 1923 г. в Шанхае были названы «18 мастеров ушу», в число которых и вошли все те бойцы, что были перечислены выше.
    Другая система соревнований — состязательная (где назывались победите¬ли) — первоначально считалась вспомогательной, более низкой по рангу по отношению к «турнирам мастеров», покаpывающих высочайший уровень мастерства. В октябре 1928 г. Центральная академия национального искусства в Нанкине решила провести «Первые Всекитайские испытания по национальному искусству». Пришлось столкнуться со многими проблемами, так как не существовало ни правил, ни критериев отбора участников. К этим соревнованиям допустили молодых преподавателей и студентов Академии, которые состязались в комплексах с мечами, копьем и без оружия. Бойцы сходились также и в поединках на длин¬ном и коротком оружии, по правилам кулачного боя (саньда) и по правилам борьбы (шуайцзяо). Поединки, особенно с оружием, были довольно опасны, поэтому судьи ввели систему предварительного отбора.
    Весовых категорий на турнире не предусматривалось. За эффективный удар руками, локтями, коленями, стопами в любую часть тела соперника, кроме запрещенных ударов боец получал одно очко, победа же присуждалась за три очка. За удар в запретную зону — глаза, горло, пах — давалось предупреждение, а после трех предупреждений наступала дисквалификация. Никакой защитной экипировки не было, поэтому в поединках с оружием применялись специальные облегченные и затупленные мечи.
    В 1933г. в Нанкине прошел повторный турнир, но травмы и повреждения, полученные участниками во время первых соревнований, многому научили организаторов. Впервые в истории Китая была введена защитная экипировка, и хотя она была весьма примитивной, все же предохраняла от травм. На лицо наде¬вали маску для игры палками в мяч, на голени — футбольные щитки. Хотя уже были введены весовые категории, а в саньда раздельно выступали мужчины и женщины, поединки по времени не ограничивались, и бой велся, как и прежде, до трех очков. Некоторые схватки продолжались до часа. В том же году в Нанкине были про¬ведены «Вторые Всекитайские испытания по национальному искусству». Эксперименты с правилами продолжались, а так как основным видом программы были не таолу, как сегодня, а поединки, то именно они привлекли основное внимание судей. Прежде всего, в поединках разрешили участвовать представителям не только различных школ ушу, но и европейского бокса и борьбы. Было решено: если в реальном поединке можно поразить соперника даже одним эффективным ударом, на что в принципе, и направлена боевая техника ушу, то требование вести поединок до трех очков нерационально. Теперь один удар мог решить исход схватки. Чтобы повысить зрелищность поединков, несколько ограничили использование ряда приемов, в частности, запретили удары локтями и коленями. Но как ни странно, такие нововведения дали обратный эффект — участники прыгали по площадке, пытаясь, достать друг друга рукой или ногой, бегали один от другого. Иногда легкое касание носком ноги живота соперника или пальцами руки волос засчитывалось как очко и приносило победу. В правилах лишь отменили запретные зоны для атаки, а оговорить, какой удар можно считать результативным, забыли. Шел процесс десакрализации ушу, утраты традиционных ориентиров. Проблему сохранения традиций пытались решить, изменив систему про¬ведения соревнований. Не возродить ли древний способ состязаний, который, во-первых, сочетал показ комплексов с поединками, а во-вторых, приближал поединки к условиям реального боя? В 1929 г. на это решились ушуистские организации в Чжэньчжоу и Шанхае (Ас¬социация Цзинъу), проведя турнир по национальному искусству. Участника могла выдвинуть организация, либо он мог сам заявить себя на соревновании. Поединки проводились без ограничения времени, без защитного снаряжения, до нокаута. Вероятно, зрелище было не для слабонервных. Не случайно эти турниры стали называть «схваткой не на жизнь, а на смерть», «состязанием не дорожащих жизнью».
    С целью популяризации своих си¬стем в конце 20-х годов в Пекин потянулись известные мастера тайцзицюань различных направлений — Ян Чэифу, У Юйсян, Чэнь Факэ и др. Приблизительно в это же время в Шанхае при Ассоциации Цзинъу Ли Цуньи открыл преподавание синъицюань, а в Пекине образовались массовые группы багуачжан. Публика весьма благосклонно встретила ЭТИ системы, даже искушенная элита была поражена стройностью и абсолютной слитностью философских постулатов с боевой и оздоровительной практиками.
    «Внутренние стили» завоевывали массы поклонников, по ним издавались и широко распространялись закрытые дотоле труды. В свет вышли «тайные речения» Го Юньшэня, Ян Чэнфу, был опубликован почти полностью канон тайцзицюань, долгое время передававшийся лишь изу¬стно. Сунь Лутан издал свои трактаты «Учение о синъицюань», «Учение о тайц¬зицюань», «Учение о багуачжан» и фундаментальный труд по духовной практике в ушу «Истинное описание кулачного искусства».
    1.6. «Новое национальное искусство» в рамках древней традиции.
    20—30-е годы тенденции «революционности» и «обновленчества» стали все сильнее ощущаться даже в традиционных кругах мастеров ушу. Мастер Нап Сянчжай, создатель стиля «Кулак во¬ли» (ицюань) и ученик знаменитого патриарха синъицюань Го Юнынэна, считал, что настало время разрушить патриархалыгую замкнутость старых школ, раз¬бить рабские, по его мнению, отношения между учителем и учеником и вообще обновить отношение к ушу. Мастер синъицюань и носитель «истинной традиции» Ли Цуньи был заместителем председателя Тяньцзинского Китайского общества бойцов ушу («Чжунхуа ушихуэй»). В Хунани во время войны с Японией патриарх «Шаолиньской школы шести соответствий» (Шаолинь люхэмэнь) Вань Цзишэп создал Академию национального искусства провинции Хунань (Хунанынэн гошу гуань), где преподавателями были известные мастера Чжу Гочжэн. Ши Жуньчжан, Ван Цзюаньтянь и др.
    Показательно, что в то время начали говорить и о создании «нового ушу». При¬чем термин исходил от многих традиционных учителей, в том числе от молодого У Тунаня (1915—1989 гг.), ставшего преемником «истинной традиции» стиля У тайцзицюань. Что подразумевалось тогда под «новым ушу»? Вопрос далеко не праздный. Этот термин вновь был использован во время реформы ушу в 50-е годы XX в., которая завершилась созданием никогда ранее не существовавших стилей и комплексов, вытеснением традиуции ушу «в подполье». Тогда как в 30-е годы, при гоминдановском режиме, под «созданием нового ушу» по¬нималось нечто другое. Предполагалось   собрать мастеров национального искусства со всего Китая. Прежде всего, надо осуществить консолидацию национального искусства, используя научные методы. Затем либо создать новое ушу, либо упорядочить уже устоявшиеся направления национального искусства. Будь то внешние или внутренние школы, южные или северные направления, — необходимо взять то ценное, что есть в них и отбросить все никчемное. Результатом будет новое национальное искусство, обладающее своей структурой, системой, принципами и методологией. И это будет особая, новая эпоха в истории национального искусства нашего государства. Таким образом, и возникнет методология нового государственного искусства.
    Итак, «систематизация» и «осмысление» понимались достаточно примитив¬но — практически речь шла о разработке новой системы изучения приемов и базовых элементов ушу. Раньше такая задача не ставилась — ученик просто копировал мастера при личном общении, и сам учитель воплощал собой и систему, и ее внутреннее наполнение. Когда же в 20—30-х годах ушу стало массовым, то обучение один на один, когда наставник способен почувствовать и физическое состояние ученика, и его психический настрой, стало затруднено. «Новое гошу» было ориентировано именно на полноценное обучение больших групп людей. Тогда это казалось вполне осуществимым без утра¬ты традиционных ценностей.
    К тому времени уже неоднократно предпринимались попытки разработать современную теорию ушу и даже ввести преподавание «национального искусства» в высших учебных заведениях. Над этим работали специалисты Ассоциации Цзинъу, Центральной академии национального искусства, множество других обществ ушу. В 1934 г. из 24 книг, выпущенных по различным аспектам физической культуры, в том числе традиционной, ушу были посвящены всего лишь две. Не было создано и оптимального языка для описания техники; оно оказалось сумбурным, плохо раскрывающим характер движения. По иллюстрациям вообще трудно было что-то разобрать — они в основном выполнялись в виде тусклых фотографий без пунктирных линий, обозначающих траекторию движения. В этом и состояла одна из самых больших проблем: современным языком невозможно было не только объяснить смысл ушу, но даже четко описать приемы.
    Подобные затруднения приводили к тому что «официальное» ушу выхолащивалось. Процесс лишь начинался. К тому же во многих организациях работали известные мастера, «державшие марку» традиционного ушу.
    В то же время ушу уже прочно заняло место в ряду других видов физкультуры и спорта, к нему применялся тот же термин — «тиюй» («физическое воспитание»), что и, например, к футболу. Правда, этим термином обозначались и цирковое искусство, и игра в облавные шашки, по¬этому он не совсем тождествен европейскому аналогу.
    По-прежнему очень сильной система традиционных школ оставалась в деревнях. К тому же некоторые школы, которые стали называть себя «исследовательскими обществами», «Ассоциациями изучения ушу» и т.д., лишь формально перенимали от своих предшественников то, что стало тогда называться «метафизикой». Многие такие общества-школы имели свои тренировочные дворы, собирали деньги с учеников. Впрочем, существуют разные мнения относительно этого вполне закономерного, хотя и болезненного процесса «расслоения» ушу.
    В июле 1937 г. началась семилетняя война с Японией. Впервые два месяца были захвачены такие крупные промышленные центры, как Шанхай и Тяньцзинь — ряд обществ ушу прекратил свое существование. В октябре гоминдановское правительство из захваченного Нанки¬на переехало в Чунцин, где накануне войны возникли две крупные организации ушу: Чунцинская Академия национального искусства и Академия национального искусства. В Чунцинской академии, руководителями которой были известные мастера Ли Хунгунь, Хэ Бэйхэн и Чжу Гофу, существовали группы военной подготовки, группы высшего уровня, особые «группы преподавательских кадров» и детские группы. В связи с наступлением японцев в Чунцин эвакуировались мастера из оккупированных районов, и в конце концов там собралась целая плеяда известных мастеров — Фэн Юйшэн, Дэн Дэда, Ван Энбо, Го Цзынин и др.
    В тяжелые моменты войны с Японией рассказы о мастерах ушу поддерживали дух китайского народа. Коммунисты, создавая антияпонские опорные базы, приветствовали занятия ушу, считая его одним из способов поддержания духа бойцов. На базах КПК создавались специальные площадки для занятий ушу, даже проводились состязания. В г. Янъани, в особом районе Китая, где находилось руководство КПК, в том числе и Мао Цзэдун, широко практиковался тайцзицюань. Создавались даже учебные заведения, где преподавался «Красный кулак» (хун-цюань), бой с «Копьем грушевого цветка», о котором упоминал военачальник Ци Цзигуан еще в XVI в., и многие другие на¬правления.
    8 марта 1940 г. в Яньани прошел женский спортивный праздник, где девушки из бригад самообороны демонстрирова¬и бои с мечами, алебардами и копьями. Однако напряженная военно-политическая ситуация не позволила ни полноценно развивать ушу, ни осмыслять его теорию, хотя именно в тот период У Ту-нань опубликовал предложения по обновлению «национального искусства».
    Многие учебные заведения и организации боевых искусств распались. При¬остановила свою деятельность знамени¬тая Ассоциация Цзинъу в Шанхае, а нанкинская Центральная академия национального искусства вовсе прекратила свое существование.
    Гоминдановское правительство су¬мело найти подход к народным школам ушу — оно привлекало их на свою сторону через сеть «институтов» и «академий». В 30-е годы резкий подъем ушу во многом был обусловлен финансовой и организационной поддержкой государства. Если до этого ключевой фигурой в мире ушу был местный мастер, действовавший в лучшем случае в рамках уезда, то теперь инициаторами создания новых структур ушу становились либо профессиональные военные высшего эшелона, вроде Фэн Юйсяна и Чжан Чжиц-зяна, либо интеллектуалы, типа Чэнь Гунчжэ. Нельзя сказать, что именно в пе¬риод Китайской Республики возникло разделение на официальные организации ушу и чисто народные школы, по¬скольку государство всегда содержало целый институт армейских инструкторов. Однако столь явного интереса к народным школам ушу со стороны цен¬трального правительства мы не наблюдали никогда. По сути, в 20—30-е годы была предпринята довольно успешная попытка совместить традицию полузакрытых школ народного ушу с новыми тенденциями, воплотившимися в концепции и структуре «национального искусства». Однако этот процесс оказался прерван войной с Японией, а затем революцией 1949г.

    2.ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО УШУ
    2.1. Новое государство - новое ушу
    Мы подходим, по¬жалуй, к самому бурному и неоднознач¬ному периоду развития ушу — последним десятилетиям XX в.
    Современные китайские историки, как уже отмечалось, обвиняют гоминдановское правительство в том, что оно пыталось разрушить ушу и подвергало мастеров всяческим гонениям, использовало ушу для внесения раскола в народные массы. Подразумевалось, что при прогрессивном строе боевые искусства ждет неминуемый расцвет. Казалось бы, современное состояние ушу — яркие соревнования, реклама, десятки фильмов, сотни книг — свидетельствует имен¬но в пользу такого рода утверждений. Но что-то настораживает нас. Попробуем в этом деликатном вопросе разобраться беспристрастно.
    По окончании войны с Японией мастера, несмотря на трудности послевоенного времени, продолжали преподавание и успешно воспитывали учеников.
    Уже в то время вместе с традиционными способами передачи мастерства использовался и ряд современных методик, а ушу стало осознаваться как соединение методов боя с уникальными методами воспитания: например, массовый рост «обществ», «институтов» и «академий».
    После провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики в стране началась борьба с «контрреволюционными элементами»,

    Вид литературы:  Курсовые
    Учебный предмет:  Фузкультура
    Раздел:
    Интересное:
    Медицина и здоровье.
    Автор: LIZZZA

    Добавлена 26.02.2010 в 11:54:06



    Голосование


    Случайное стихотворение

    Не видать пятёрки
    Стих о том, как трудно сдавать сессию с первого раза

    Настанет скоро сессия
    Скоро станет весело
    Пиво сразу же отвянет
    И студентик грустным станет

    Можно месяцы ходить
    Словно шут гороховый
    Но любого проберёт
    Пот холодный от зачёта

    Можно с преподом шутить
    Сзади, на галёрке
    Но реванш он свой возьмёт-
    Не видать пятёрки!

    Я прилежно буду грызть
    Злой гранит науки
    Но случайно ошибусь,
    И четвёрка будет!

    Буду грустный я ходить
    На допересдачи
    И на тройки соглашусь
    Лишь бы не замучили!
    Оставить комментарий

     
     
     


    Смотрите также по данному разделу
     
    Исполнителям
    tango Большое спасибо за работы!  
    Nata0610 Давно сотрудничаю с Натальей. Всегда уверена в качестве работ, аккуратности оформления и сроках выполнения. Отдельная благодарность за готовность всегда прийти на помощь даже по специфическим заказам.  
    prepod2011 Отзыв негатитвный, хотя очень не понятно поведение заказачика ..Работали мы хорошо ,а потом человек просто взял и не выкупил заказ .Просто взял и ушел со связи и оставайся испонитель со своим  минусом. Конечно я  больше не возьму работ у этого  заказчика Обидно слов нет    
    SiberianWolf Спасибо все вылнено в срок .  
    wroni Спасибо за работу!!! Все выполнено в срок,всегда на связи! Рекомендую!  
    DenisChigrev В связи с тем что одногруппник отказался от его работы , завысил ценник , сроки не соблюдает от слова совсем. Работа по итогу так и не выполнена.    
    bushka Спасибо большое за сложную работу, выполненную в ехель  
    SiberianWolf КРАЙНЕ не рекомендую данного исполнителя! Поначалу нашего сотрудничества я решил почитать отзывы, и половину из них оказались негативными. Люди писали, что исполнитель сначала сильно задерживает со сроками, а после вообще игнорит. Но были и положительные, из-за чего я подумал, что всё же лучше будет согласиться с ним работать. Как же я ошибался.    
    Eleon2012 Прекрасный заказчик! Четкие задания, всегда на связи. Быстрая разблокировка!  
    DenisChigrev Работу делал два месяца, вместо договоренных трех недель. Всё время говорил, что некогда, исправляет какие-то ошибки. При этом делал работы тех, кто делал заявки позже меня. Когда он сделал мне работу, то она мне была уже не нужна. И в итоге отказался делать работы моим додногруппникам-должникам.    
    Новые отзывы
    Программистам Дизайнерам Сайты Сервис Копирайтерам Файлообменики Заработок Социальная сеть Статистика
  • Советы и статьи
  • Основы программирования
  • Веб-программирование
  • Soft, программы
  • Статьи, Советы
  • Форум дизайнеров
  • Soft дизайнеров
  • С чего начать?
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • CMS системы, магазины
  • Домены, Хостинг
  • Soft, программы
  • Безопасные сделки
  • Менеджеры
  • Личные авторы
  • Личные исполнители
  • CМС Уведомления
  • Email Уведомления
  • СМС пользователям
  • Емэйл и СМС Рассылки
  • Объявления Уведомления
  • Публикация картинок
  • Сокращение ссылок
  • Статьи и Советы
  • Seo
  • Soft, программы
  • Файлообменник бесплатный
  • Обзор файлообменников
  • Заработок на
    файлообменниках
  • Статьи и Советы
  • Облачные хранилища
  • Сайт помощи студентам
  • 2х уровневая реферальная
    программа
  • Удаленное создание заказов
  • Форум о Заработке
  • Статьи, советы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Лучшие
  • Пользователей: 332744
  • Исполнителей: 7624
  • Заказано работ: 373444
  • Выполнено на заказ: 132080
  • Готовых работ: 176354
  • В библиотеке:2439
  • Полная Статистика
  • контрольную по химии купите в готовых работах.
      Доклад   Диплом  Диссертация  Курсовая  Отчеты по практике  Контрольная  Реферат  Решение задач  Лабораторная  Презентация  Бизнес-планы  Эссе  Отзывы и рецензии   Монография   Чертежи   Перевод   Набор текста, формул   Онлайн