Сельскохозяйственные машины XVII – XVII
Развитие внутренней и внешней торговли тесно связано с
состоянием транспорта. Для России были характерны грунтовые и
водные пути сообщения. Исторически Москва являлась тем центром, в
котором сходились все дороги. По тому же принципу позднее
создавалась и железнодорожная сеть России.
Так как отсутствовали развитые сухопутные пути сообщения с
Западной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через
балтийские и черноморские порты, завоеванные в XVIII в. Русский
торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с
Европой использовались корабли, принадлежащие иностраннцам.
Внутренняя система путей сообщения оставалась мало развитой
и в первой половине XVIII в. Ее усовершенствование было связано,
главным образом, с развитием водного транспорта. В 1810 г.
открылась Мариинская система каналов, связавшая Петербург с
волжским торговым путем. Тихвинская система соединила центр
России с Балтийским морем. На реках России появились первые
пароходы, которых стало к середине века более 10.
Грунтовые дороги, которые правительство пыталось
поддерживать в более или менее удовлетворительном состоянии, не
соответствовали экономическим (торговым) и стратегическим
(военным) потребностям страны. Учитывая огромную территорию
государства и сложный климат, их трудно было сохранять в
достаточно хорошем состоянии.