Логика Вариант 3
ЧАСТЬ 1 ВАРИАНТ 3
1. Дайте логическую характеристику понятиям:
3 – «мошенничество», «социальная проблема».
2. Установите отношения между данными понятиями по объему и изобразите их графической схемой:
3 – «уверенность», «знание», «заблуждение», «ошибка», «роковая ошибка».
3. Укажите способ определения понятия, вид допущенной логической ошибки и дайте возможное правильное определение:
3 – «Конформист – это трус».
4. Произведите деление понятия по нескольким (не менее двух) произвольно выбранным основаниям. Укажите вид и основание каждого деления, оцените их логическую правильность.
3 – «Человек».
5. Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству; приведите буквенное обозначение и схему. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования. Для каждого из полученных суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности.
3 – Окружающие люди не оказывают никакого влияния на поведение личности.
6. Запишите с помощью логических союзов сложное суждение.
3 – Когда учёные высказывают неверные гипотезы о том, каков мир, и когда они упорно придерживаются своих гипотез наперекор очевидности, мы говорим, что это плохие учёные.
7. Определите вид модальности каждого суждения и запишите суждения, переформулировав их, с помощью стандартного модального оператора (модального слова).
3 – а) В демократическом государстве необходимо, чтобы общественная оценка деятельности правоохранительных органов влияла на управление их развитием.
б) К сожалению, точно определить резервные возможности человеческого организма не могут даже биологи, биофизики и биохимики.
8. Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического силлогизма, или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.
3 – Ни одна точная наука не является гуманитарной, но юридическая теория не является точной наукой. Следовательно…
9. Выведите заключение из данных посылок и проверьте правильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаключений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказываний).
3 – Студента могут отчислить из вуза, если он не сдаёт зачёты и экзамены в установленные сроки или если он нарушает устав высшего учебного заведения. В данном случае студент сдал все зачёты и экзамены. Следовательно…
10. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения.
3 – Психолог должен знать историю своей страны и мира.
11. Проанализируйте вопрос со стороны его вида, структуры, корректности и постройте правильный ответ.
3 – Что такое подвиг и кто может считаться героем?
ЧАСТЬ 2 ВАРИАНТ 7
1. Дайте логическую характеристику понятиям:
7 – «социальная группа», «способность».
2. Установите отношения между данными понятиями по объему и изобразите их графической схемой:
7 – «воспитание», «обучение», «формирование личности», «наказание», «проверка знаний».
3. Укажите способ определения понятия, вид допущенной логической ошибки и дайте возможное правильное определение:
7 – «Грусть – это грустное чувство».
4. Произведите деление понятия по нескольким (не менее двух) произвольно выбранным основаниям. Укажите вид и основание каждого деления, оцените их логическую правильность.
8 – «Мужчина».
5. Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству; приведите буквенное обозначение и схему. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования. Для каждого из полученных суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности.
7 – Невыполнение социальных обязательств государства в значительной степени связано с объективными условиями экономического роста.
6. Запишите с помощью логических союзов сложное суждение.
7 – Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
7. Определите вид модальности каждого суждения и запишите суждения, переформулировав их, с помощью стандартного модального оператора (модального слова).
7 – а) Не исключено, что со временем в некоторых сферах производства человека полностью заменят машины.
б) Нельзя, чтобы и все творческие и управленческие функции человека были переданы машинам.
8. Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического силлогизма, или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.
7 – Всякая учёба есть работа, а некоторые находят в работе удовольствие. Следовательно…
9. Выведите заключение из данных посылок и проверьте правильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаключений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказываний).
7 – Если повышается уровень профессиональной квалификации работника, то повышается и производительность его труда. В этом коллективе все работники учатся заочно. Следовательно…
10. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения.
7 – Современный юрист нуждается в социологической подготовке.
11. Проанализируйте вопрос со стороны его вида, структуры, корректности и постройте правильный ответ.
7 – Что такое «филькина грамота»?