Методические приёмы использования интера
Тема курсовой работы - Методические приёмы использования интерактивной доски на уроках программирования.
Требования:
Работа на интерактивной доске по программированию. Например составить алгоритм . (паскаль)
Требования к содержанию курсовой работы
Успешное выполнение курсовой работы зависит не только от правильной организации
студентом своей деятельности, но и от соблюдения основных требований содержательного
характера, которые предъявляются к научному исследованию.
Результат учебно-исследовательской деятельности во многом зависит от понимания студентом
основных характеристик научного исследования и их формулировок. К основным характеристикам
исследования относятся: актуальность, проблема, объект, предмет, основная цель, частные задачи и
методы исследования.
Большинство тем курсовых работ являются своевременными и актуальными. Если тематика
курсовой работы актуальна, то изложение следует начинать с описания актуальности, которая
определяется необходимостью проведения исследования в современных условиях. В содержании
курсовой работы обязательно указывается проблема исследования, характеризующая то, что надо
изучить из того, что ранее не было изучено.
2
С проблемой исследования тесно связаны объект и предмет исследования. Их формулировки
также обязательно приводятся в содержании курсовой работы.
Под объектом исследования понимают часть объективной реальности, которая изучается в
процессе теоретической и практической деятельности. Предметом исследования считают свойства,
отношения объекта, исследуемые в процессе практической деятельности с определенной целью в
данных условиях и обстоятельствах. Поэтому объект и предмет исследования как категории
научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть,
которая служит предметом исследования. Необходимо четко представлять границы исследования и
предполагаемые результаты.
Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить поставленную проблему, достичь
определенный результат. При формулировке цели исследования обычно используются следующие
термины: анализ, выявление, внедрение, изучение, развитие, разработка и т.д.
В зависимости от цели курсовой работы необходимо сформулировать две-три
конкретные задачи исследования, которые необходимо решить для достижения цели. Это обычно
делается в форме перечисления: изучить …, описать …, установить …, выявить …, вывести …,
разработать … и т.п. Формулировку задач необходимо выполнить тщательно, так как описание хода
и результатов их решения составит основное содержание курсовой работы.
Для решения поставленных задач привлекаются методы исследования (способы проведения
исследования), такие как анализ различной литературы, наблюдение, обобщение опыта,
анкетирование, тестирование, эксперимент и т.д.
Курсовая работа, как по информатике, так и по методике обучения информатике, должна
содержать введение, теоретическую и практическую главы, заключение, библиографию и
приложения.
Во введении определяется проблема, в рамках которой осуществляется конкретное
исследование (может быть указана актуальность решения данной проблемы для теории и практики),
обосновывается выбор темы исследования, формулируются объект, предмет, цель, задачи и
методы исследования.
Приведем пример формулировок основных характеристик исследования по теме «Построение
системы задач для изучения способов измерения информации учащимися 8-х классов».
Проблема исследования – необходимость изучения структуры и содержания системы задач по
теме «Измерение информации» с позиции деятельностного подхода к обучению.
Объект исследования – процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования – система задач для изучения способов измерения информации
учащимися 8-х классов.
Цель исследования – построить систему задач для изучения способов измерения информации с
учетом деятельностного подхода к обучению.
Задачи исследования – 1) провести анализ психолого-педагогической, научно-методической,
учебно-дидактической литературы; 2) определить методические принципы построения системы
задач; 3) изучить задачи на измерение информации, приводимые в различных школьных учебниках
по информатике; 4) разработать вариант системы задач для изучения способов измерения
информации.
3
Методы исследования –
анализ исторической, психолого-педагогической, научнометодической, учебно-дидактической литературы, учебников и учебных пособий по информатике;
изучение опыта по организации деятельностного подхода к обучению; обобщение опыта работы
автора в школе во время педагогической практики, анкетирование и тестирование учащихся 8-х
классов, оценивание полученных результатов.
В первой главе– обычно теоретической – дается анализ научной и методической литературы,
который может включать:
историко-педагогический аспект проблемы;
философское и психологическое обоснование с позиций современной науки;
ведущие концепции современной педагогической теории по данной проблеме;
анализ областей информатики как науки.
Необходимо последовательно и логично рассмотреть сущность и основное содержание
проблемы, изучаемых вопросов и понятий; изложить мнения различных авторов и свои
умозаключения. Не следует забывать о необходимости делать ссылки на литературные источники,
материал которых использовался при написании работы.
Первая глава демонстрирует общий научно-методический уровень подготовки студента, его
умение подбирать и изучать литературу, систематизировать знания, делать обобщения и выявлять
возможные направления решения проблемы. Глава может быть разделена на параграфы. Содержание
каждого параграфа должно быть посвящено отдельному аспекту исследования. В то же время все
параграфы в рамках главы должны быть содержательно взаимосвязаны.
Во второй главе – обычно практической – следует описать и обосновать конкретный подход к
решению поставленной проблемы. В частности, может быть приведен педагогический опыт работы,
пример педагогической практики конкретной школы и отдельного учителя, описание конкретных
уроков, учебных задач, предлагаемые корректировки содержания, методов и средств обучения,
Желательно использовать материалы, полученные в ходе анкетирования, наблюдений, бесед с
учителями, школьниками и родителями. Особенно ценно описание собственного педагогического
опыта или элементов экспериментальной работы. Данная глава курсовой работы может содержать
результаты проектирования и решения конкретных задач из области информатики, разработанные
базы данных и базы знаний по теме исследования, собственные программные средства, анализ
существующих практических разработок и средств. Также как и первая глава, вторая глава может
быть разделена на параграфы.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, на основе теоретических выводов
первой главы и данных практической главы делаются общие выводы по теме исследования.
Необходимо показать, как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты
работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования
результатов исследования на практике. Выводы должны соответствовать содержанию работы, быть
краткими, ясно, четко и логично сформулированными. В заключении также намечаются дальнейшие
перспективы и пути исследования, возможность внедрения в систему образования результатов
проведенной учебно-исследовательской работы.
Библиография содержит перечень названий книг, статей, документов и электронных ресурсов,
которые были использованы при подготовке курсовой работы и включает в себя всю литературу, на
которую имеются ссылки и сноски в тексте. При подготовке курсовой работы рекомендуется
использовать:
учебники и учебные пособия;
брошюры, книги и монографии;
статьи в периодических изданиях за последние 2-3 года (журналы «Информатика и
образование», «Вестник МГПУ», «Компьютер в школе», газета «Информатика» «Учительская
газета», и другие);
материалы научных конференций и семинаров;
электронные ресурсы, в том числе ресурсы, опубликованные в сети Интернет.
4
Использованной считается такая литература, которая не только указана в библиографии, но и
на которую есть ссылка (хотя бы одна) в тексте курсовой работы. В списке использованной
литературы должно быть не менее 5-10 наименований.
В приложения помещают вспомогательные или дополнительные материалы, изложение
которых необходимо для полноценного описания, проведенного
исследования, но которые могут
затруднить восприятие основного текста курсовой работы, сделать его трудночитаемым. В
приложения следует вынести нормативные акты, требования к программным средствам, результаты
анализа учебных занятий, анкетных опросов, бесед с учащимися, конспекты уроков по
рассмотренной тематике, тексты разработанных компьютерных программ, проекты баз данных,
рисунки, творческие и проектные работы учащихся, фотографии, демонстрационные материалы и
т.п.
Целесообразно придерживаться следующих основных рекомендаций по формированию
содержания курсовой работы:
не следует путать «свое» и «чужое» мнение по проблеме исследования;
лучше пересказать фразу своими словами, сославшись на источник, чем перегружать текст
курсовой работы цитатами;
желательно использовать безличные предложения и предложения в страдательном залоге;
необходимо определить содержание основных терминов, которые используются в курсовой
работе;
необходимо единообразное использование терминов;
предпочтительнее использовать короткие предложения, поскольку они более заметны и
понятны;
содержание работы должно полностью соответствовать выбранной теме исследования;
необходимо обоснованное включение содержательного материала в курсовую работу.
Материал курсовой работы студентом излагается самостоятельно, что не допускает его
дословное заимствование из других литературных источников.
Требования к стилю изложения содержания курсовой работы
Курсовая работа должна быть написана в стилистике научного текста, для которого характерен
формально-логический способ изложения материала, подчиняющий себе все языковые средства
самовыражения. Такое изложение должно быть целостным, объединенным единой логической
связью и направлено на обоснование и доказательство ряда теоретических положений.
В тексте курсовой работы, как и в любом научном тексте, лишним и ненужным является все то,
что непосредственно не способствует достижению ранее поставленной цели, например, выражение
эмоций, лирические отступления, риторические вопросы, обращение к читателю и т.п. Используемые
в тексте средства выражения должны отличаться точностью и смысловой ясностью. Термины
научного текста – это не просто слова, а понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значения
используемых терминов соответствовали принятому употреблению в информатике и методике
обучения информатике.
Если в тексте курсовой работы используется аббревиатура (первые буквы слов), то
первоначально необходимо полностью записать названия используемых слов, указав в круглых
скобках соответствующую аббревиатуру, и лишь затем употреблять эту аббревиатуру в тексте
курсовой работы.
Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, словсвязок, вводных слов. Назначение таких слов и словосочетаний состоит в том, чтобы показать
логическое соотношение определенной части текста с предыдущей и последующей частями,
подчеркнуть структуру текста.
5
Вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть
текста является обобщением рассмотренного ранее материала. Слова и обороты «следовательно»,
«отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано
далее, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «вначале», «во-первых»,
«во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой
мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее»,
«впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что
будет излагаться далее.
Обороты «рассмотрим подробнее…» или «перейдем теперь к…» помогают более четкой
структуризации текста, поскольку подчеркивают переход к новой части изложения, но не
выделенной отдельным пунктом.
Научный стиль изложения имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические
особенности, отличающие его от других разновидностей письменной речи. Грамматика такой речи
характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих
функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный
характер описываемого объекта, например «исследование», «рассмотрение», «подтверждение» и т.п.
Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к
изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что
научный стиль изложения имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и
сейчас состоянии дел.
Курсовая работа обычно имеет следующую структуру (в скобках приведен примерный объем):
Титульный лист (1 стр.)
Оглавление (1 стр.)
Введение (2 -3 стр.)
Глава 1 (10-15 стр.)
§ 1.1
§ 1.2
Глава 2 (при необходимости) (10-20 стр.)
§ 2.1
§ 2.2
Заключение (1-2 стр.)
Библиография (1-2 стр.)
Приложения
Оглавление целесообразно сформировать автоматически с использованием возможностей
текстового процессора.
В курсовой работе необходимо делать ссылки на используемую литературу. Ссылка в тексте на
литературный источник обозначается числом, которое заключается в квадратные скобки, например:
[5]. Ссылка ставится в конце предложения или в конце абзаца. Число соответствует порядковому
номеру, под которым этот первоисточник числится в библиографическом списке. Цитирование из
литературных источников проводится точно по тексту, а цитата берется в кавычки. Ссылка,
заключенная в квадратные скобки, ставится в конце предложения, в котором содержится приводимая
цитата. Ссылка указывает порядковый номер первоисточника в библиографическом списке и номер
страницы, откуда взята эта цитата, например: [5, с. 178].
Библиография оформляется согласно ГОСТ-7.1-2003 для библиографического описания
бумажных источников и ГОСТ-7.82-01 для библиографического описания электронных ресурсов и
ресурсов удаленного доступа В библиографию не включают те источники, на которые нет ссылок в
тексте курсовой работе