ВЫБОР СПОСОБА ФИНАНСИРОВАНИЯ
Компания «Всегда с нами» была создана Еленой и Максимом 14 лет назад и за это время хорошо зарекомендовала себя на рынке. Елена по образованию модельер и основные силы тратила на разработку новых изделий. Именно ее работа принесла компании узнаваемый бренд. Она практи¬чески не вникала в финансовые проблемы компании, полностью доверяя парт¬неру, имеющему экономическое образование.
Однако в настоящее время Елена решила разобраться с финансовым состоя¬нием компании. Для этого имеются несколько причин. Во-первых, она рассмат¬ривает возможность уйти от дел и продать свою половину бизнеса. Для этого ей нужно лучше представлять, чего он стоит сегодня. Естественно, для точных подсчетов, видимо, придется привлекать оценщика, но она сама хочет иметь некоторое представление о последствиях своего решения. В конце концов, ес¬ли она будет разбираться в этих вопросах, это только поможет привлеченному ею оценщику.
Во-вторых, ей бы хотелось лучше оценить качество менеджмента, осуществля¬емого Максимом. Не вникая в детали, на протяжении всех лет она слышала от него о неплатежах, непорядочности клиентов, каверзах банков и т.д. Сейчас, ког¬да фирма стала большой, она хочет уяснить для себя, может ли он управлять бизнесом. Она решила проанализировать положение фирмы за четыре послед¬них года. Основная информация, которой пользовалась Елена, представлена в табл. 1-3.
Таблица 1.
Отчеты о прибылях и убытках, тыс. руб.
Показатели Год
N N + 1 N + 2 N + 3
Выручка от продаж 9850 10400 12360 13050
Себестоимость 7486 7748 9282 9788
Валовая прибыль 2364 2652 3078 3263
Коммерческие и управленческие расходы 1802 2142 2497 2637
Прибыль от продаж 562 510 581 625
Проценты к уплате 70 60 50 40
Прибыль до налогообложения 492 450 531 585
Налог на прибыль 197 180 212 235
Чистая прибыль 295 270 319 350
Таблица 2.
Бухгалтерский баланс, тыс. руб.
Показатели Год
N N + 1 N + 2 N + 3
Чистые внеоборотные активы 328 355 411 450
Амортизация 120 234 370 514
Внеоборотные активы 448 589 781 964
Запасы 1170 1211 1934 1919
Дебиторская задолженность 1532 1589 1751 2248
Денежные средства 404 519 386 106
Прочие оборотные активы 59 62 74 78
Итого активов 3493 3735 4555 4801
Уставный капитал 1500 1500 1800 1800
Нераспределенная прибыль 558 828 1146 1498
Долгосрочные кредиты и займы 600 500 400 300
Краткосрочные кредиты и займы 100 100 100 100
Кредиторская задолженность перед поставщиками 538 547 862 842
Прочая кредиторская задолженность 197 260 247 261
Итого пассивов 3493 3735 4555 4801
Таблица 3.
Финансовые коэффициенты компании
Показатель Год Средние значения по отрасли*
N N + 1 N + 2
Коэффициент текущей ликвидности 3,8 3,7 3,4 2,6/1,7/1,3
Коэффициент срочной ликвидности 2,4 2,4 1,8 1,6/0,8/0,6
Доля обязательств в общей величине пассивов 41,1 37,7 35,3 41/57/71
Коэффициент оборачиваемости запасов 6,4 6,4 4,8 8,1/6,0/3,5
Коэффициент оборачиваемости основных средств 2,8 2,8 2,7 3,5/2,8/2,0
Период оборота дебиторской задолженности 56 55 51 41/50/68
Период оборота кредиторской задолженности 25 22 31 18/25/32
Рентабельность продаж по валовой прибыли 24 25,5 24,9 28/26/24
Рентабельность продаж по прибыли от продаж 6,8 6,0 6,1 9,9/7,2/3,1
Рентабельность продаж по чистой прибыли 3 2,6 2,6 4,2/3,1/1,2
Рентабельность собственного капитала 14,3 11,6 10,8 27,3/19,5/7,8
Рентабельность активов 8,4 7,2 7,0 11,8/8,7/3,4
* Среднее значение каждого показателя - это медианное значение (означает, что половина компаний име-ет значение показателя выше и половина - ниже). Показатель слева в правом столбце говорит о том, что 25% компаний имеют значение показателя лучше; показатель справа в правом столбце - 25% компаний имеют пока-затели хуже.
Первая проблема, с которой столкнулась Елена, - это политика заимствова¬ния. Не посоветовавшись ни с кем, несколько лет назад Максим принял решение по возможности обходиться без долгосрочных займов. Он аргументировал свое ре¬шение а) высоким риском для компании потерять самостоятельность в нестабиль¬ных экономических условиях, б) зарегулированностью банков со стороны Цент¬рального банка, нежеланием банков рисковать и работать с компаниями их типа.
Елена, с одной стороны, понимая аргументацию Максима, ощущала на пред¬лагаемых ею проектах, что такая политика ограничивает возможности фирмы, поз¬воляет развиваться лишь за счет ограниченных собственных средств. В последние пять лет они не получали дивидендов, вся прибыль реинвестировалась. Два года назад оба партнера были вынуждены внести в уставный капитал по 150 тыс. руб., чтобы пополнить денежные средства. При этом некоторые рыночные возмож¬ности остаются нереализованными. Изучение данных табл. 1 и 2 показало, что, вполне возможно, в ближайшее время потребуются новые вливания. Друзья Елены подсказали ей преимущества использования финансового рычага, и ей хотелось бы оценить, возможно ли его использование в их ситуации.
Вторая проблема, которая заботит Елену, - политика управления оборотным капиталом. Ей кажется, что у них избыточные запасы готовой продукции, одна¬ко Максим отвечает ей, что это необходимо для быстрой реакции на возможный дополнительный спрос. Елена знает, что консультанты предлагали улучшить ситуацию с реализацией товара путем создания собственного фирменного мага¬зина, но Максим отверг этот проект из-за того, что он требовал серьезных до¬полнительных вложений.
Елена также обратила внимание на кредитную политику фирмы и увидела, что Максим очень мягко относится к клиентам: почти 40% дебиторской задолжен¬ности погашается более чем через 90 дней. Он продолжал отпускать товар клиентам, даже если было очевидно, что у них проблемы с платежами. Он не хотел сокра¬щать объем продаж, считая, что эти клиенты оценят его благородство и никог¬да не уйдут от него, когда у них выправится положение.
Анализируя условия закупки сырья для компании, Елена выяснила, что оно обычно поставляется на условиях «1/10 net 30» (отсрочка платежа на 30 дней, в случае быстрой оплаты в течение 10 дней предоставляется скидка 1%). Однако Максим редко исполь¬зует дисконт, так как считает важным как можно дольше откладывать выплату «своих» денег. Кроме того, он говорит, что 1% скидки - это чепуха и не стоит рассматривать такие предложения.
Тем не менее, несмотря на все сомнения в качестве менеджмента, осуществля¬емого Максимом, Елена не забывает, что они много лет работают вместе, под¬няли бизнес с нуля, у них всегда были доверительные отношения. Кроме того, привлеченные Еленой оценщики определили, что стоимость акции компании на¬ходится в интервале 550-600 руб., что ее устраивает (капитал компании разде¬лен на 5 тыс. акций, которые поделены поровну между Еленой и Максимом).
Вопросы
1. Одно из направлений анализа, проведенного Еленой, - сравнение показателей ее компании с отраслевыми. Для этого ей пришлось самой рассчитать показатели пос-леднего года. Какие основные выводы вы сделали бы на ее месте?
2. Елена считает, что если бы фирма привлекала больше средств в кредит, то рентабельность собственного капитала была бы выше. Так ли это? Является ли показатель рентабельности собственного капитала решающим для принятия реше-ния об уровне заимствования для бизнеса Елены и Максима?
3. Следовало бы компании широко использовать предоставляемые поставщиками сырья дисконты?
4. Каково соотношение рыночной и бухгалтерской стоимости акций компании? Явля¬ется ли это нормальным?
5. Какие недостатки Максима в управлении компанией вы видите? В чем он прав?