Логика
1) ПИСЬМЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ЗАДАЧА №1. «ВИДЫ ПОНЯТИЙ». Заполните таблицу своим примерами понятий так, чтобы на каждый вид понятия приходилось не менее трёх примеров. Текст, написанный курсивом – образец.
№ вида Вид
понятия Примеры
1 Собирательные
трудовой коллектив
табун
автомобильная пробка
Разделительные
(несобирательные) автомобиль, застрявший в автомоб. пробке
член трудового коллектива
скаковая лошадь-призёр
2 Абстрактные
Конкретные
3 Отрицательные
Утвердительные
(положительные)
4 Соотносительные
Несоотносительные
5 Регистрирующие
Нерегистрирующие
6 Общие
Единичные
Пустые
ЗАДАЧА №2. «ОБЪЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ». Заполните таблицу своими примерами и изобразите круговой схемой соотношение объемов понятий. На каждый вид понятий – по ТРИ пары понятий. Текст, написанный курсивом – образец.
Вид отношений Примеры Круговая схема объем-ных отношений между понятиями
I. Несравнимые x) часть, z) целое
x) мой начальник, z) мой подчиненный
x) преступление , z) мошен-ник –«наперсточник»
II.1. НЕСОВМЕСТИМЫЕ
II.1.a. Соподчинение
II.1.б. Противополож-ность
II.1.в. Противоречие
II.1. СОВМЕСТИМЫЕ
II.2.a. Тождество
II.2.б.Пересечение
II.2.в. Подчинение
ЗАДАЧА №3. «ЛИНИИ ОГРАНИЧНИЯ-ОБОБЩЕНИЯ». Придумайте примеры для схемы органичения-обобщения с не менее, чем пятью составляющими. Изобразите круговой схемой объемные отношения между понятиями.
ОБРАЗЕЦ: а) РЕКА, б) РЕКА АФРИКИ, в) РЕКА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, г) РЕКА В ЕГИПТЕ, д) РЕКА НИЛ.
ЗАДАЧА №4. Приведите пример двухуровневой классификации и укажите критерий де-ления для каждого из уровней. Текст, написанный курсивом – образец.
ОБРАЗЕЦ:
1-й уровень деления. По законодательству РФ реклама делится на следующие группы (критерий деления – объект рекламы):
1. Коммерческая реклама.
2. Социальная реклама.
3. Политическая реклама.
2-й уровень деления. Социальная реклама в свою очередь делится на (критерий деления – социаль-ные группы, чьи интересы преследуются в рекламе ):
1. Общественно-полезная и благотворительная реклама.
2. Реклама, отражающая государственные интересы.
ЗАДАЧА №5. Придумайте понятия для следующей схемы соотношения объёмов:
ЗАДАЧА №6. «ВИДЫ ПРОСТЫХ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ». Заполните таблицу тремя своими примерами в соответствие с образцом. Текст, написанный курсивом – об-разец.
Субъ-ект Пре-дикат Общеут-верди-тельное
суждение
Общеотри-цательное суждение Частноут-вердитель-ное суждение Частноот-рицатель-ное
суждение
Пример №1.
ОБРАЗЕЦ При-каз рек-тора Быть вы-полненным Все приказы ректора яв-ляются вы-полненны-ми. Все приказы ректора не являются выполнен-ными. Некоторые приказы рек-тора являют-ся выполнен-ными. Некоторые приказы ректора не являются выполнен-ными.
Символи-ческое обо-значение с указанием распреде-ленности терминов S P +S a -P +S e +P -S i -P -S o +P
Круговая схема соот-ношения объемов
Пример №2.
Символи-ческое обо-значение с указанием распреде-ленности терминов
Круговая схема соот-ношения объемов
ЗАДАЧА №7. «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ ПО ЛОГИЧЕСКОМУ КВАДРАТУ». Заполните таблицу тремя своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.
Отношения совместимости Отношения несовместимые
Отношения под-чинения
СУБОРДИНА-ЦИЯ Отношения час-тичной совмес-тимости
СУБКОНТРАР-НОСТЬ Отношения про-тивоположности
КОНТРАРНОСТЬ Отношения про-тиворечия
КОНТРАДИК-ТОРНОСТЬ
Символиче-ское обозна-чение обоих суждений и их разверну-тые схемы. А) (SaP) Все S есть P.
(SiP) Некоторые S есть P.
Б) (SeP) Ни один S не есть P.
(SоP) Некоторые S не есть P. (SiP) Некоторые S есть P.
(SoP) Некоторые S не есть P. (SeP) Ни один S не есть P.
(SaP) Все S есть P. А) (SeP) Ни один S не есть P.
(SiP) Некоторые S есть P.
Б) (SаP) Все S есть P.
(SоP) Некоторые S не есть P.
Схемы от-ношений ис-тинности и ложности между суж-дениями в логическом квадрате данного ви-да. A и I и
Е и O и
А л I ?
Е л O ?
I и A ?
O и Е ?
I л А л
O л Е л
I и O ?
O и I ?
I л O и
O л I и
A и Е л
Е и A и
А л Е ?
Е л А ?
A и Е л
Е и A и
А л Е и
Е л А и
Пара сужде-ний с одина-ковой мате-рией.
Пример №1. Все студенты группы успешно сдали логику.
Некоторые сту-денты группы ус-пешно сдали логи-ку. Некоторые сту-денты группы ус-пешно сдали логи-ку.
Часть студентов группы не сдали логику успешно. Все студенты группы успешно сдали логику.
Ни один студент группы не сдал ус-пешно логику. Все студенты группы сдали ло-гику успешно.
Некоторые сту-денты группы не сдали логику ус-пешно.
Пример 2.
ЗАДАЧА 8. «ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ». Придумайте пары суждений с «одинаковой ма-терией», которые:
А) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
Б) могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными;
В) не могут быть одновременно ложными, не могут быть одновременно истинными;
Г) из ложности первого должна проистекать истинность второго.
Укажите вид этих суждений и их отношения по логическому квадрату.
ЗАДАЧА 9. «МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ». Дайте определение и придумайте примеры суждений к каждому виду модальности. Текст, написанный курсивом – образец.
№ вида Вид
мо-даль-ности Определение вида модально-сти Подви-ды Примеры суждений
1 Алетическая
модальность Необхо-димость
Воз-можность
2 Аксиологическая (оценочная)
модальность С помо-щью аб-солют-ных по-нятий
С помо-щью от-носи-тельных понятий
3 Деонтическая (нормативная) модальность
Обязы-вание
Запре-щение
Разре-шение
4 Эпистемическая (познавательная) мо-дальность
Досто-вер-ность Доказано, что Земля – круглая.
Про-блематичность Опровергнуто, что Земля – пло-ская.
________________________________________
ЗАДАЧА 10. «СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ». Заполните таблицу своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.
Вид сложного суж-дения Примеры Символическая запись
Соединительные суждения (конъ-юнкция) Деточкин воровал автомобили (А), но при этом не наживался на чужой беде (не-В).
А не-В
Разделительные суждения (дизъюнкция) Строгая дизъ-юнкция
Нестро-гая дизъ-юнкция
Полная дизъ-юнкция
Неполная дизъ-юнкция
Условные сужде-ния (импликация)
Равнозначные су-ждения (эквива-ленция)
1) ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ
ОБРАЗЕЦ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДВГУ
ЗАДАЧА 1. Охарактеризуйте отношения между понятиями, отобразите их объемные от-ношения круговыми схемами: а) ПРЕСТУПЛЕНИЕ, б) МОШЕННИЧЕСТВО, в) ПРЕСТУПНИК, г) МОШЕННИК, д) ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО.
ЗАДАЧА 2. Укажите, к каким видам относится данное ниже понятие. ОБРАЗЕЦ: ПРОГУЛ – общее, разделительное, конкретное, положительное, несоотносительное, регистрирующее.
НЕПОГОДА –
ЗАДАЧА 3. Определите вид каждого из категорических суждений, приведите их симво-лическую запись, укажите, какова распределенность субъекта и предиката, изобразите кругами их объемные соотношения.
а) Ни одна реклама не должна обманывать.
б) Все организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственно-сти.
в) Многие музыканты профессионально играют на двух и более инструментах.
ЗАДАЧА 4. Преобразуйте имеющиеся два суждения в суждения с «одинаковой матери-ей» так, чтобы подвести их под логический квадрат. Определите вид каждого суждения, укажите их отношения друг с другом по логическому квадрату. Могут ли оба говорящие 1) ошибаться (оба суждения ложны); 2) быть правы (оба суждения истинны)?
1-й свидетель ДТП: Все пешеходы успели перейти дорогу.
2-й свидетель ДТП: Да нет же, никто и не начинал её переходить!
ЗАДАЧА 5. (Непосредственные умозаключения. Обращение). Сделайте обращение сле-дующей посылки: Некоторые из нас хорошо разбираются в таких делах.
ЗАДАЧА 6. (Простой категорический силлогизм. Энтимема). Восстановите категориче-ский силлогизм из следующего предложения, назовите модус и фигуру. Проверьте, сле-дует ли вывод из посылок с необходимостью (по общим правилам силлогизма или по правилам фигур):
Я живу, и потому я счастлив.