Финансовый менеджмент (бюджетирование)
ВАРИАНТ 14
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Курсовая работа разработана на основании требований к уровню подготовки экономистов-менеджеров в области управления финансами и представляет учебную ситуацию по расчету и анализу бюджетов организации, оценке их приемлемости и достижимости с использованием инструментов финансового анализа, разработке и обоснованию мероприятий по улучшению показателей бюджета, проведению анализа безубыточности, анализа чувствительности и сценарного анализа. Тема курсовой работы «Расчет и анализ бюджетов организации».
3.1 Учебная ситуации дли курсовой работы
Организация выпускает продукты трех наименований: продукт № 1, про¬дукт № 2, продукт № 3.
Управленческий баланс организации на начало планируемого года пред¬ставлен в табл. 3.1.
Таблица 1. Управленческий баланс на начало планируемого года, руб.
Активы Сумма, руб.
Денежные средства 300 000
НДС по приобретенным ценностям 600 000
Дебиторская задолженность 5 400 000
Предоплаченные материалы 600 000
Запасы материалов для продукта № 1 150 000
Запасы материалов для продукта № 2 300 000
Запасы материалов для продукта № 3 180 000
Запасы готовой продукции продукта № 1 192 000
Запасы готовой продукции продукта № 2 288 000
Запасы готовой продукции продукта № 3 186 000
Земля 440 000
Основные средства, первоначальная стоимость 14 616 000
Накопленная амортизация (1 752 000)
Итого активов 21 500 000
Капитал и обязательства
Текущие обязательства
Предоплаченные продукты 600 000
Задолженность поставщикам и подрядчикам 5 820 000
Задолженность по зарплате 600 000
Задолженность перед бюджетом: 300 000
по налогу на прибыль 180 000
по прочим налогам 90 000
по страховым взносам 30 000
Долгосрочные обязательства (банковский кредит) 3 900 000
Собственный капитал
Уставный капитал 4 040 000
Нераспределенная прибыль 6 240 000
Итого пассивов 21 500 000
Для того чтобы оценить поступления денежных средств информация о планируемых ежемесячных объемах продаж представлена в таблице 3. 2, а о ценах на продукты в динамике по месяцам – в таблице 3.3.
Таблица 3.2.Прогноз продаж на планируемый год, тыс.ед.
Наименование продукта Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь след года
Продукт № 1 280 270 300 600 750 900 900 850 500 320 280 270 280
Продукт № 2 420 430 450 700 800 1 000 1 000 870 640 450 430 420 410
Продукт № 3 250 200 290 570 660 730 700 650 550 400 280 250 260
Таблица 3.3 Прогноз отпускных цен на планируемый год (без НДС), руб.
Наименование продукта Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь след года
Продукт № 1 6,70 6,70 6,70 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 6,40 6,40 6,40 6,10
Продукт № 2 6,94 6,94 6,94 8,20 8,20 8,20 8,20 8,20 8,20 7,90 7,90 7,90 6,94
Продукт № 3 7,00 7,00 7,00 8,08 8,08 8,08 8,08 8,08 8,08 7,60 7,60 7,60 6,94
..............
Задание на курсовое проектирование
Курсовое проектирование но дисциплине «Финансовый менеджмент» ра¬боты иредиолагаег решение следующих задач и предегавления результатов в ви¬де ИЗ:
1. Теоретическое изучение бюджетирования по рекомендуемой литературе. Результат изучения представить в ИЗ в виде теоретического раздела, в котором, как минимум, отразить:
• состав бюджетов;
• перечень исходных данных, необходимых для расчета бюджегов;
• алгоритмы расчет бюджегов;
• методику проведения анализа бюджетов.
2. Рассчитать базовый вариант бюджетов организации с помощью учебной
программы «Бюджет» на планируемый год по набору исходных данных своего
варианта (номер варианта выдает научный руководитель) (см. табл. 3.7, 3.8, 3.9,
3.10). Оценить приемлемость и достижимость базового варианта бюджегов с использованием инструментов финансового анализа, провести анализ безубыточности. Сделать выводы.
3. Разработать мероприятия но улучшению показателей бюджетов органи¬зации на конец бюджетного периода, е учетом того чтобы она оставалась плате¬жеспособной, рентабельной и финансово устойчивой.
4. Выполнить расчет бюджетов с учетом разработанных мероприятий (итог выполнения п. 3), оценить приемлемость и достижимость бюджетов с ис¬пользованием инструментов финансового анализа, провести анализ безубыточ¬ности, анализ чувствительности и сценарный анализ. Сделать выводы.
Анализ чувствительности — анализ влияния различных факторов на клю¬чевые показатели состояния организации.
Процедура проведения анализа чувствительности:
1. В качестве ключевых показателей выбрать чистую прибыль и величину денежных средств на конец каждого планируемого месяца.
2. Выбрать факторы (не менее 4), относительно которых разра¬ботчик бюджетов не имеет однозначного суждения (т. е. находится в со¬стоянии неопределенности). Типичными являются следующие факторы:
цена единицы продукта; объем продаж;
значения составляющих себестоимости; коэффициенты инкассации; схема оплаты за поставленные материалы; величина процентов за пользование кредитами и др.
3. Установить предельные (нижние и верхние) значения неопре¬деленности факторов выбранных на втором шаге процедуры. Предель¬ных значений выбрать несколько —=5 % и = 10 % (т. е. всего 4 значения).
4. Рассчитать значение ключевых показателей для всех выбран¬ных предельных значений неопределенных факторов.
Построить график чувствительности для всех неопределенных факторов. По графику сделать вывод о наиболее критических факторах, с тем чтобы в ходе реализации бюджета обратить на эти факторы особое внимание.
Сценарный анализ — это прием анализа риска, который наряду с базовым набором исходных данных рассматривает ряд других наборов данных, которые по мнению разработчика, могут иметь место. В сценарном анализе подбираются показатели при «плохом» стечении обстоятельств— пессимистический сцена¬рий (например, малый объем продаж, низкая цена продажи, высокая себестои¬мость единицы продукта и т. д.) и при «хорошем» — оптимистический сценарий. После этот значения чистой прибыли и величины денежных средств на начало следующего месяца при хороших и плохих условиях вычисляются и сравнива¬ются с ожидаемыми значениями (полученными по результатам выполнения п. 4). Сделать выводы, предложить рекомендации по действиям менеджмента органи¬зации в случае реализации пессимистического сценария.
Примеры факторов, которые могут возникнуть при реализации бюджета:
• в зависимости от погодных условий изменяется спрос и цены на продукты. Но одновременно с ростом или сужением рынка сбыта изменяются цены на прямые материалы: при росте спроса и цен на продукты растут цены на материалы и наоборот;
• рост цен на материалы;
• росте цен на энергоносители;
• хорошая рекламная кампания приводит к росту объема продаж.;
• возможна также ситуация, когда поставщики потребуют полного расчета за сырье в течение месяца и т.д.