Логика
ЧАСТЬ 1 - Вариант 4
Задание 1. Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Злонамеренность, небездарный, невроз, неволя
Задание 2. Определите логические отношения между следующими поня-тиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
МВД, оперативный работник, сотрудник ППС, Следователь. Прокурор.
Задание 3. Является ли следующие высказывания определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены:
Присяжный заседатель — лицо, привлеченное в установленном УПК порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта;
Розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для уста-новления лица, подозреваемого в совершении преступления.
Задание 4. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите рас-пределенность субъекта и предиката:
Не каждый может защитить себя сам.
Молодости свойственна уверенность в своих силах.
Задание 5. Признав первое суждение в паре истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности второго суждения. Используйте в случаях, когда это можно «логический квадрат»:
Часть преступлений не раскрываются.
Многие преступления раскрываются.
Задание 6. Определите вид и составьте символическую запись следую-щих сложных суждений:
1. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
2. Если политическим выражением средневекового способа производства яв-лялась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением буржуазного способа производства, по мнению Маркса и Энгельса, является просто право, равное право
3. Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица
4. Ни один обвинительный приговор по делу не может быть постановлен, ес-ли не установлена истина по делу.
Задание 7. Сделайте заключение, если это возможно, путем обращения, превращения и противопоставления предикату следующего суждения:
Ни один сотрудник правоохранительных органов не имеет права заниматься частной коммерческой деятельностью.
Задание 8. Проверьте правильность следующего простого категориче-ского силлогизма. (Соблюдение общих правил и специальных правил фи-гур, а также наличие выделяющих суждений в посылках, позволяющих не соблюдать эти правила). При отсутствии заключения, сделайте его, руково-дствуясь правилами восстановления энтимемы.
Все законы носят объективный, т.е. не зависящий от воли и желания людей характер. Конституция России — закон. Следовательно, она носит объективный характер.
Задание 9. Проверьте правильность следующего условно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему. Если заключение не следует с необходимостью, установите причину его проблематичности. (Этой причиной могут быть рассуждения по непра-вильному модусу, а также ложный либо вероятный характер посылок).
Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, то оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражда-нина С. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчаю-щих обстоятельствах.
Задание 10. Осуществите анализ посылок разделительно-категорического умозаключения и сделайте из них заключение. Определите используемый модус и постройте его схему. Покажите на схеме соблюдено ли требование к дизъюнкции в используемом модусе.
Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил гр-н Н., не является ни гражданским, ни дисцип-линарным.
Задание 11. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии (либо нечеткости) разделительной посылки сформулируйте ее в явной форме; сделайте вывод и составьте схему вывода:
Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что во время рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки это лицо перестало быть общественно опас-ным или если это лицо после совершения преступления явилось с повинной, раскаялось и загладило причиненный вред. Н. или явился с повинной после со-вершения преступления, раскаялся и загладил причиненный вред, или перестал быть общественно опасным вследствие изменения обстановки.
Задание 12. Установите вид и модус следующего умозаключения. Опре-делите необходимые элементы в его посылках и отметьте их по тексту за-дания а, затем отразите это в соответствующей схеме. Если заключение сле-дует из посылок с необходимостью, сделайте его, а если нет, то укажите, на-рушение какого правила не позволяет этого сделать.
В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав. Следовательно…
Часть 2 - Вариант 15
Задание 1. Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Гражданский кодекс Киевской Руси, небезынтересный, неритовый.
Задание 2. Определите логические отношения между следующими поня-тиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
Право, правовой прецедент, пробел в праве, правовая санкция.
Задание 3. Является ли следующие высказывания определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены:
Правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие.
Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное от-ношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.
Задание 4. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите рас-пределенность субъекта и предиката:
Не каждая задача легко решается
Граждане России имеют право на труд.
Задание 5. Признав первое суждение истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности второго сужде-ния. Используйте в случаях, когда это можно «логический квадрат»:
Многие сотрудники выполняют свой служебный долг.
Некоторые сотрудники выполняют свой служебный долг.
Задание 6. Определите вид и составьте символическую запись следую-щих сложных суждений:
1. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Ст.29.УК.
2. Если понятием системы диктатуры класса и понятием политической сис-темы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны или в осуществлении государственной власти, то понятием государственного аппарата охваты-вается лишь система государственных органов.
3. Тайна усыновления (удочерения) в соответствии со ст. 139 Семейного ко-декса РФ может быть нарушена только по воле усыновителей
4. Если судья признает проведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, при-знаются недопустимыми.
Задание 7. Сделайте заключение, если это возможно, путем обращения, превращения и противопоставления предикату следующего суждения:
Все нормы права санкционируются государством.
Задание 8. Проверьте правильность следующего простого категориче-ского силлогизма. (Соблюдение общих правил и специальных правил фи-гур, а также наличие выделяющих суждений в посылках, позволяющих не соблюдать эти правила). При отсутствии заключения, сделайте его, руково-дствуясь правилами восстановления энтимемы.
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сто-рон на суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следова-тельно...
Задание 9. Проверьте правильность следующего условно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему. Если заключение не следует с необходимостью, установите причину его проблематичности. (Этой причиной могут быть рассуждения по непра-вильному модусу, а также ложный либо вероятный характер посылок).
Если лицо виновно в совершении преступления, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. П. не виновен в совершении преступ-ления.
Задание 10. Осуществите анализ посылок разделительно-категорического умозаключения и сделайте из них заключение. Определите используемый модус и постройте его схему. Покажите на схеме соблюдено ли требование к дизъюнкции в используемом модусе.
Производство предварительного следствия заканчивается составлением обви-нительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд для рас-смотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановлением о прекращении дела. Производство предварительного след-ствия закончилось постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера
Задание 11. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии (либо нечеткости) разделительной посылки сформулируйте ее в явной форме; сделайте вывод и составьте схему вывода:
Расследуя дело об убийстве, следователь пришел к выводу, что убийство с целью грабежа в данном случае исключается. Об этом говорило наличие одежды убитого, наручных часов, денег. Предположение о том, что преступнику помеша-ли ограбить убитого, также не находило своего подтверждения: на месте происше-ствия имелись следы волочения трупа от места убийства; шарф, кепка и носовой платок были спрятаны в одну из лежащих здесь же труб; имелись также следы четырех пальцев рук человека, бравшего снег, по всей вероятности, для их мы-тья. Все это позволяло сделать вывод, что преступнику никто не мешал, и он не торопился покинуть место убийства.
Задание 12. Установите вид и модус следующего умозаключения. Опре-делите необходимые элементы в его посылках и отметьте их по тексту за-дания а, затем отразите это в соответствующей схеме. Если заключение сле-дует из посылок с необходимостью, сделайте его, а если нет, то укажите, на-рушение какого правила не позволяет этого сделать.
Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, выводы из этого эксперимента будут только ве-роятными. Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения со-бытия определенным образом. Следовательно…