Логика
ЧАСТЬ 1 - Вариант 4
Содержание
1. Фигуры категорического силлогизма, их правила 3
2. Виды понятий 5
3. Закон тождества, его значение в практике 8
Дайте характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих определений:
A) Дезертирство – неявка на военную службу с целью уклониться от нее.
Б) Студент – человек, закончивший среднюю школу и посту¬пивший в вуз.
B) Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха.
Г) Судьба – ход жизненных событий, не зависящий от воли че¬ловека.
Д) Беззаконие – положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.
Е) Альбинос – человек черного племени, одержимый недуж¬ною белизною кожи и волос, причем глаза бывают красные, как у белого кролика. 10
Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений?
A) Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии
заключается в действиях водителя автомобиля.
Б) Завтра будет дождь и холод. Завтра будет холодно и дожд¬ливо.
B) Если в этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба. 13
Список литературы 15
ЧАСТЬ 2 - Вариант 5
Содержание
1. Аристотель – основатель логики как науки 3
2. Суждение как форма мышления 4
3. Способы доказательства 7
Определите вид суждения, его субъект и предикат, их распределенность:
А) Некоторые растения не являются лекарственными.
Б) Иногда люди допускают несправедливость.
В) Всякий металл имеет свою температуру плавления.
Г) Некоторые олимпийские чемпионы являются мастерами спорта по фигурному катанию.
Д) Все ромбы – четырехугольники.
Е) Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. 19
Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства:
A) «Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она
не может красоты» (И.А. Крылов).
Б) Я не успел укрыться: внезапно налетела буря.
B) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует,
приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того,
как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюйер). 21
Список литературы 23
ЧАСТЬ 3 - Вариант 6
Содержание
1. Виды отношений между понятиями 3
2. Закон непротиворечия 8
3. Умозаключение по аналогии 10
Определите отношения между данными понятиями и изобразите эти отношения кругами Эйлера:
А) Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет.
Б) Стихийное бедствие, землетрясение, явление природы, наводнение, гроза.
В) Ученый, юрист, общественный деятель, музыкант.
Г) Крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко, спелый фрукт, яблоко.
Д) Хлеб, черный хлеб, свежий хлеб, масло.
Е) Студент-заочник, полицейский, токарь. 14
Опираясь на закон непротиворечия установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?
А) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.
Б) Эта музыка плохая. Эта музыка написана выдающимся композитором.
В) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу. 18
Список литературы 19