Логика
Вариант №5
Понятие
1. Дать логическую характеристику понятиям.
Восточные сладости, невиновность, ответчик, автор романа «Война и мир».
2. Выписать абстрактные понятия.
Величина долга, человек, смелость, твердость металла, четность, спелость, белизна.
3. Определить вид отношений между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.
1) Преступление - терроризм – спекуляция.
2) Живописец- художник.
3) Гражданин РФ – военнослужащий.
4) Зависимость - независимость.
4. Произвести ограничение понятий.
Периодические издания.
Политическая партия.
5. Произвести объединение (сложение) и пересечение (умножение) классов. Изобразить схематично.
Правонарушение, должностное преступление и злоупотребление.
6. Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено.
1) Люди делятся на трудоспособных, временно нетрудоспособных и нетрудоспособных.
2) Государства бывают рабовладельческие и капиталистические.
3) Социальные революции могут быть культурными, мирными и немирными.
7. Установить правильность определения, и какое правило нарушено.
1) Лев - царь зверей.
2) Математика - это то, чем занимается математика.
Высказывание
1. Определить вид простых высказываний.
1) У меня в Сибири есть сестра.
2) Всякий благородный металл дороже железа.
2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.
Все летние месяцы стояла солнечная погода, не считая нескольких пасмурных дней в июне.
3. Установить вид сложного высказывания. Записать с помощью символов.
Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
4. Определить отношения между простыми и сложными высказываниями, их виды и ложность или истинность.
Все граждане вправе нарушать законы и некоторые граждане вправе нарушать законы.
5. Преобразовать, путем противопоставления субъекту общеутвердительное высказывание.
Все студенты - отличники.
Умозаключение
1. Преобразовать посылку в явную логическую форму.
Сделать непосредственный вывод путем обращения, составить схему вывода.
Не все утверждения защитника были убедительными.
2. Сделать вывод из посылок, определить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установит, следует ли вывод с необходимостью.
Свидетели должны давать правдивые показания.
Иванов – свидетель.
Следовательно,…..
3. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.
Предмет С отличается некоторыми признаками от предмета Д.
Следовательно, предмет Д отличается от С по тем же признакам.
4. Используя условную посылку, построить умозаключение по отрицающему модусу и построить схему модуса, указать основание и следствие.
Если нет кворума, то собрание не состоится.
Собрание не состоялось.
5. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.
Кинокомедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести и к другим фильмам этого талантливого кинорежиссера.
Доказательство
1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.
Рабочий Греков имеет право на индексацию доходов.
2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.
Простой категорический силлогизм состоит из трех терминов: большого, меньшего и среднего.
3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.