Логика
1. Найдите имена, предикаторы и высказывания в следующих текстах: «Десять больше семи», «Все планеты движутся по эллипсам и вращаются вокруг своей оси».
5. Нарушен ли закон не противоречия в следующих выражениях: «могучее бессилие», «мудрая глупость», «маленький гигант»?
6. Выявите противоречие в приведенном ниже тексте:
«Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?».
14. Сделайте анализ деления понятия: «История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую…».
15. Осуществите деление понятий: закон, музей, живопись.
16. Сравните содержание и объемы следующих понятий: «Число, которое делится на 2 и на 3»; «Число, которое делится на единицу на само себя?»
17. Выразите на языке логики высказываний следующее предложение: Каждый юрист хорошо владеет приемами логического мышления, а некоторые хорошо знают теорию формально-правильного мышления и философию права.
22. Постройте простой категорический силлогизм и сделайте его полный анализ: «Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, нейрон – элементарная частица».
23. Постройте и сделайте анализ следующего умозаключения. Составьте схемы вывода: «Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия».
27. Определите вид аналогии в приведенных ниже текстах из художественной литературы:
1) «По-моему, она заблуждается. После того как тебя скинет лошадь, нужно тотчас же на нее сесть. После катастрофы то же самое, иначе рискуешь разбиться» (Буало – Несержак).
2)»Граф Вратислав, цесарский посол при русском дворе, любил кичиться своими предками. Заметив это, Педрилло сказал ему однажды в присутствии большого общества:
– Тот, кто хвалится только одними предками, уподобляет себя картофелю, для которого все лучшее погребено в земле».
3) «президент Академии предложил в почетные члены Аракчеева. А.Ф. Лабзин спросил, в чем состоят заслуги графа в отношении к искусствам. Президент не нашелся и отвечал, что Аракчеев – «самый близкий человек к государю». «Если эта причина, достаточна, то я предлагаю кучера Илью Байкова, – заметил секретарь, – он не только близок к государю, но и сидит перед ним».
28. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждений:
Все сложные предложения состоят из простых.
Некоторые удобрения являются азотистыми.
Ни один учение нашего класса не является фехтовальщиком.
Некоторые летчики являются космонавтами.
29. Определите, какие из следующих пословиц (см. В.Даль. «Пословицы русского народа») основаны на аналогии.
В лесу медведь, а в дому мачеха.
Скоро пойдешь – беду нагонишь; тихо пойдешь – беда гонит.
Деньга деньгу родит, а беда беду.
Тит в горе – ровно как кит в море.
Дружбу помни, а зло забывай!
Отцам копить, а деткам сорить.
Кто добро творит, того Бог благословит.
30. Проверьте тремя способами: по особым правилам фигур, по модусам и по правилам категорического силлогизма, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением:
1) Все моржи ластоногие.
Это животное ластоногое.
Это животное – морж.
2) Все полезные ископаемые – природные богатства.
Гранит – полезное ископаемое
Гранит – природное богатство.
3) Все металлы тяжелее воды.
Натрий – металл.
Натрий – тяжелее воды.
4) Материя – вечна.
Ситец – материя.
Ситец – вечен.
31. Восстановите следующие энтимемы до полного категорического силлогизма.
1)Тренировка памяти – важное и необходимое условие интеллектуальной деятельности человека, а заучивание стихотворений есть вид тренировки памяти.
2) Молоко и мясо верблюда идет в пищу, поэтому молоко и мясо этого животного идет в пищу.
3) Эта птица – страус, следовательно, эта птица – не летающая птица.
32. Определите вид умозаключения:
1) Все, что способствует эффективному обучению детей полезно.
Новаторство способствует эффективному обучению детей.
Новые методы обучения – новаторство.
Метод российского педагога Шаталова – новый метод обучения.
Метод российского педагога Шаталова полезен.
33. К какой фигуре относится следующий силлогизм:
Все металлы – электропроводные вещества.
Некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными.
34. Выявите логические формы следующих понятий и выразите их с использованием языка логики предикатов.
1) Город, являющийся столицей России.
2) Число, которое делится на 2 или на 3, но не делится на 6.
3) Реальность, познаваемая человеком и существующая независимо от познания.
35. Проанализируйте каждые из следующих рассуждений и выясните, является оно аргументацией или критикой или нет; если является, то установите его состав и вид, проверьте соблюдение правил аргументации и критики.
«Крестьянин может вырастить хороший урожай, но это не дает ему права называться ученым.
– А по-вашему, плохой урожай – это наука? – закричали из зала.
А хороший – значит практика??» (В. Дудинцев. ….)