Логика
Тема 17. Неполная индукция
План:
1. Индукция. Общая характеристика.
2. Виды неполной индукции.
Практическая часть
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику имени (понятия): по объему (единичное, общее, нулевое) и по содержанию (относительное-безотносительное, положительное-отрицательное, абстрактное-конкретное, собирательное-несобирательное).
17. Организация Объединенных Наций.
Задание 2. Произведите деление объема имени (понятия) по избранному основанию. Укажите основание деления.
17. Политическая партия.
Задание 3. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношение между объемами следующих имен (понятий).
17. Письменная работа, контрольная работа, диктант, форма проверки знаний.
Задание 4. Укажите, соблюдены ли правила определения в следующих случаях, а если нет, – какие ошибки допущены?
17. Преступник – это человек преступных взглядов и наклонностей.
Задание 5. Используя логический квадрат, сформулируйте остальные три атрибутивных высказывания. Установите их логическое значение (истинность/ложность), если высказывание, данное в условии, является истинным.
17. Многие свободомыслящие люди начала ХХ в. не были революционерами.
Задание 6. Произведите непосредственные выводы (превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (частичная контрапозиция).
17. Некоторые работники судебно-следственных органов имеют высшее образование.
Задание 7. Выразите в символической форме структуру рассуждения и табличным способом установите его правильность (является ли оно логическим законом).
17. Когда студент получит «отлично» по большинству предметов, ему вручается «красный» диплом. Значит, когда по большинству предметов отсутствуют (не получены) оценки «отлично», тогда нельзя получить «красный» диплом.
Задание 8. Проанализируйте ПКС, установите (если есть) наличие формальных/содержательных ошибок. Обоснуйте свой ответ, используя общие правила ПКС и правила фигур.
17. Любой житель Восточной Европы – европеец, значит, любой минчанин – житель Восточной Европы, потому что все минчане – европейцы.
Задание 9. Восстановите энтинему до полного силлогизма и установите ее правильность.
17. Некоторые писатели являются неталантливыми, так как среди деятелей искусства встречаются неталантливые люди.
Задание 10. Произведите обобщение и ограничение объема имени (наличие двух этапов ограничения / обобщения – необходимое условие выполнения задания).
17. Прецедент.