Логика
Вариант 25
1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов
а) Нейтралитет
б) Живущий не по средствам
в) Белый цвет
2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера
а) Древняя цивилизация; Цивилизация
б) Квадрат; Куб; Геометрическая фигура
в) Лыжи; Беговые лыжи; Горные лыжи
3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.
а) Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.
б) К приемам, заменяющим определение, относятся характеристика и сравнение.
4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:
а) Ваша версия не подтверждается фактами.
б) Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются действительными.
5. Определите вид сложного суждения:
Для того чтобы купить билеты в театр, ему пришлось выстоять большую очередь и потратить изрядную сумму из своей стипендии, но это его нисколько не огорчило.
6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:
«Америка – великая страна! Ибо только великая страна могла отправить луноход на Марс!» (бывший Президент США Дж. Буш).
7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.
Совершеннолетние имеются право голоса.
8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
а) Все математики древности были философами. Пифагор – древнегреческий математик.
б) Некоторые студенты прилежны. Среди прилежных учеников есть отличники.
9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Все хорошие студенты усердно готовятся к экзаменам. Поэтому он – хороший студент.
10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Если два числа равны друг другу, то их квадраты также равны. Квадраты этих чисел не равны друг другу.
11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Каждое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Так как суждение «Аристотель – древнегреческий философ» не является ложным, значит...
12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, он тоже способен овладеть этой наукой. Известно, что Н. упорен в достижении поставленной цели и имеет склонность к строгому абстрактному мышлени.
13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.
Там,где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства.