Ответы на билеты
1. Общество как объект социологического познания. Типология и эволюция обществ концепции общественного развития.
2. Социология как наука: предмет, парадигмы, структура. Основные функции социологии.
3. Общество как социокультурная система. Основные характеристики и структура современного общества.
4. Теории социального взаимодействия, виды социальных интеракций: Жд. Хоманс, Т. Парсонс, П. Блау.
5. Социальная стратификация: теории и современные модели стратификационных систем.
6. Теории социальной мобильности и типологии ее современных видов
7. Личность как деятельный субъект общества, сущность и теории социализации личности.
8. Социальные изменения и процессы, сущность и основные социологические парадигмы.
9. Социальные институты. Институциональные отношения. Факторы развития или кризиса социального института.
10. Социальные общности как элемент социальной структуры и формы социальной организации индивидов.
11. Социальные организации: типология, модели функционирования, патологии.
12. Социальная группа как элемент социальной культуры общества, формальные и неформальные признаки.
13. Культура как ценностно-нормативная система и объект социологического исследования.
14. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей, социальные нормы и санкции.
15. Социально-территориальные и этнические подструктуры современного российского общества, тенденции их развития.
16. Социальная дифференциация. Бедность и социальное неравенство в современном обществе.
17. Глобализация социальных процессов в современном обществе.
18. Социальные системы и социальные структуры, их динамика и трансформация.
19. Методология и методы социологической науки.
20. Современная социология и перспективы развития социологического знания.
21. Социальный конфликт: сущность, типология, условия возникновения, управление конфликтами.
22. Концепция понимающей социологии и социального действия М. Вебера.
23. Этапы и теоретические направления развития социологии в России в ХІХ – ХХ вв.
24. Методологические принципы структурно-функционального анализа Т. Парсона.
25. Натуралистические школы «одного фактора» Г. Кэрри, Ф. Ратцель. А. Габино, А. Шеффле, Л. Гумплович.
26. Неопозитивизм в российской социологии П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая.
27. Психологическое напрвление в социологии ХІХ – ХХ веков в теориях У. Мак-Дугала, В. Вунда, Г. Тарда, Э. Фромма, З. Фрейда, Г. Лебона.
28. Основные этапы развития теоретической социологии.
29. Теории общественного развития: Р. Арон, К. Маркс, Д. Белл, Т. Парсонс.
30. Субъективная школа российской социологии П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.
31. Символический интеракционизм ХХ века: Дж. Мид Ч.Х. кули, Г. Блумен, Э. Гофман.
32. Классический позитивизм, оргницизм и эолюционизм в сициологии ХІХ (О. Конт, Г. Спенсер, Дж Милль).
33. Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание общественного развития, концепция общественно-экономической формации.
34. Теории социлогизма, солидарности и социального развития Э. Дюркгейма.
35. Чикагская школа западной социологии ХХ века: Р. Парк, Э. Беджерс Л. Вирт.
36. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тённиса.
37. Теория коммуникативного действия и социального обмена: Ю. Хабермас, П. Блау.
38. Франкфурская школа в социологии. Основные этапы развития и содержания в работах: М. Хорхаймер, Т. Адорно, Т. Маркузе.
39. Интегральная социология П. Сорокина.
40. Феноменологическая социология и этнометологические теории А. Шюца,Э. Гуссерль. Г. Гарфинкель.
41. Теории массового и корпоративного общеста Д. Рисмен, Э. Шилз, Ч. Милз.
42. Развитие российской социологии в советский и постсоветский периоды.
43. Социологические теории постиндустриального информационного общеста: О. Тоффлер, У. Ростоу, Ф. Уебстер.
44. Структурно-функциональная теория Р. Мертона.
45. Теории социального конфликта: К. Маокс, Р. Дарендорф, Л. Козер.
46. Социологические исследования в системе социологического знания. Понятие методологии и методики социологического исследования. Виды исследований.
47. Особенности организации социологического исследования: цель, задачи, этапы, документационное обеспечение.
48. Программа социологического исследования, ее функции, этапы разработки и реализации.
49. Процедура интерпретации и операционализации основных понятий, гипотезы, социологического исследования.
50. Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки.
51. Шкалирование в социологии, основные виды социальных шкал, их допустимые преобразования.
52. Особенности измерения в социологическом исследовании. Надежность, обоснованность информации и способы их обеспечения.
53. Методы опроса в социологическом исследовании и его разновидности.
54. Анкетный опрос: виды, процедура, техника составления анкеты.
55. Методы анализа документов, разновидности и возможности использования в социологическом исследовании.
56. Метод наблюдения и его разновидности.
57. Социальный эксперимент в социологическом исследовании: разновидности и области применения.
58. Метод тестирования, его разновидности и особенности применения в социологическом исследовании. Социометрия.
59. Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования, их публичное представление: цель, логика, структура.
60. Математические и статистические методы анализа эмпирических данных в социологии.
61. Возможности использования пакета SPSS для обобщения первичных данных социологического исследования.
62. Содержание и специфика профессиональной деятельности преподавателя социологии.
63. Методология и методы педагогических исследований.
64. Технологии и методы преподавания социологии в высшей школе.
65. Профессия социолога: содержание компетентностных требований, область профессиональной деятельности.
66. Воспитание, образование, обучение как основные категории педагогики, их использование в преподавании социологии.
67. Непрерывное образование и самообразование: современные информационные возможности преподавания социологии.
68. Методика преподавания социологии.
69. Современные технологии в образовании. Дистанционное образование как форма преподавания социологии.
70. Инновационные модели преподавания социологии в соответствии с Болонской декларацией.
71. Социология маркетинга: виды, и технологии маркетинговых исследований.
72. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения.
73. Связи с общественностью, анализ основных «PR-технологий».
74. Социология управления , социальные теории, технологии управленческой деятельности.
75. Социальные коммуникации: методы и технологии социологического анализа и изучения.
76. Социальное программирование: содержание, функции и инструментарий.
77. Социальное проектирование и моделирование: содержание, функции и инструментарий.
78. Социологическое прогнозирование: виды прогнозов, методы прогнозирования.
79. Кадровый менеджмент, организация работы кадровых служб.