Логика
Вариант 5
Тема 1. Понятие
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Подвиг»; b) «Невменяемость»; в) «Антифашист».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Стол», b) «Известный певец»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Юрист», «Следователь», «Прокурор», «Адвокат»;
b) «Студент», «Коммерсант»;
с) «Прекрасное», «Безобразное».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении опреде-лите, какие правила нарушены:
а) «Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графи-ку».
b) «Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения».
с) «Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматиче-ским».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных оп-ределениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Философская наука, изучающая мораль как форму общественного соз-нания, называется этикой».
b) «Проступок — противоправное деяние».
Тема 2. Суждение
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединен-ную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обо-значения А, Е, I, О:
а) «Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответст-венности».
b) «Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой оборо-ны не является преступлением».
с) «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройст-вом их экономики».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Облака бегут над морем».
b) «Крепнет ветер, зыбь чернеет» (Языков).
с) «Если Петров свидетель преступления, он должен явиться в суд и дать правдивые показания».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказы-ваний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет, или на время выполнения определенной работы».
b) «Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работни-ков, установленный трудовым законодательством».
с) «Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или обще-ственных обязанностей в случае, если в соответствии с федеральным зако-ном эти обязанности должны исполняться в рабочее время».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью мо-дальных операторов:
а) «Возможно суд оправдает Петрова».
b) «Неверно отождествлять функции мозга и работу даже самых слож-ных кибернетических устройств».
в) «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».
Тема 3. Умозаключение
а) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Некоторые свидетельские показания недостоверны».
b) «Подстрекатели являются соучастниками преступления».
с) «Некоторые юристы не являются следователями».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Некоторые убийства не раскрываемы, следовательно, неверно, что все убийства раскрываемы».
b) «Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением на-учных проблем».
с) «Некоторые дети хорошо рисуют. Следовательно, среди людей не хоро-шо рисующих, нет детей».
b) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
а) «Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады».
«Ваш визит — приятная неожиданность».
_________________________________
«Следовательно, …»
b) «Все врачи имеют высшее образование».
«Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах».
_______________________________________________________
«Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, по-стройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетво-рить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринима-тельской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкро-том) по решению суда. С момента вынесения такого решения, утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, уста-новите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Если гражданин имеет имущество на правах собственности, он может на-следовать и завещать это имущество».
«Гражданин не имеет имущество на правах собственности».
____________________________________________________________________ «Следовательно...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Трудовые договоры заключаются на: неопределенный срок, на опреде-ленный срок не более трех лет».
«На время выполнения определенной работы с Петровым заключен дого-вор на неопределенный срок».
_____________________________________________________________
«Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, всту-пающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».
«Н. и Р. или не достигли брачного возраста, или между ними нет взаимного согласия по вопросу о вступлении в брак и условиях совместного прожи-вания супругов».
____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней опреде-лите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«В квартире 37 проживает семья Федоровых, состоящая из шести человек: С.И. Федоров, его жена И.А. Федорова, их сыновья Сергей и Игорь, роди-тели С.И. Федорова — И.С. и Е.П. Федоровы. Сергей окончил юрфак МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Значит, все проживаю-щие в квартире 37 совершеннолетние».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рас-суждении. Запишите его в виде схемы.
«Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Зна-чит, воздух является необходимым условием горения».
Тема 4. Аргументация и доказательство
а) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Некоторые русские писатели — лауреаты Нобелевской премии».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; опреде-лите достоверность обоснования тезиса.
«Многие герои античной мифологии — боги».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широко-ва, даст ложные показания».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».
b) «Человек желает счастья».
b) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновре-менно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Большая часть машин находилась в парке».
«В парке не было ни одной машины».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть од-новременно ложными данные пары суждений:
«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».
«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать».