тест
ЧАСТЬ 3 - Вариант 7
Вариант № 7
1. Выделите несколько ученых-логиков, которые внесли существенный вклад в развитие науки логики. Поясните, в чем именно заключался их вклад.
2. Какую практическую роль выполняют в дискуссии основные законы формальной логики? Обоснуйте свое мнение, приведите примеры.
3. Решите практические задания:
a. Какое из приведенных здесь понятий невозможно подвергнуть ограничению или обобщению? «Тетрадь», «ВСЭИ», «галактика», «форма бытия», «столица Франции».
b. Правильно ли произведено определение понятия: «Циркуль – это измерительный прибор»? Если нет, то какая ошибка имеет место? Как должно звучать это определение в исправленном виде?
c. Придумайте два понятия, каждое из которых соответствовало бы следующим логическим характеристикам: по объему – нулевое, по содержанию – абстрактное, положительное, безотносительное, несобирательное.
d. С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношения между группой понятий: «равносторонний прямоугольник», «треугольник», «квадрат», «геометрическая фигура». Отдельно укажите, в какие отношения вступает каждое понятие в остальными.
e. Определите, правильно ли составлен следующий категорический силлогизм? «Все кошки – это живые существа. Мой однокурсник Антон – тоже живое существо. Следовательно, Антон – это кошка». Укажите вид ошибки, если она имеется.
4. Выполните практические задания:
a. Какой вид индукции через перечисление (полная или неполная) используется в следующем рассуждении? «В семье моих знакомых четыре человека. Муж Николай изучает китайский язык. Его жена Лариса увлекается японским. Младший сын Борис даже во сне говорит по-вьетнамски. По-видимому, все члены семьи владеют иностранными языками».
b. Определите вид следующего вопроса, а также вид ответа на него. Вопрос: «Вы любите печенье или мороженое?» Ответ: «Да, я люблю мороженое».
c. Определите вид каждого из перечисленных суждений (атрибутивное, с отношениями, экзистенциальное): «На побережье много виноградников», «Водород легче воздуха», «Река Волга длиннее реки Днепр».
d. Правильно ли произведены ограничения следующих понятий: «ужин», «званый ужин», «гости званого ужина»? Почему? Изобразите на кругах Эйлера, как будут распределяться объемы указанных понятий друг относительно друга.
e. Приведите свой пример категорического силлогизма, сделайте его анализ.
ЧАСТЬ 4 - Вариант 8
Вариант № 8
1. Чем умозаключение как форма мышления отличается от суждения? Чем умозаключение отличается от понятия? Что объединяет все три формы? Какова роль умозаключений в познании мира?
2. Выделите возможные ошибки при неправильном делении понятий. Приведите свои примеры правильного и неправильного деления.
3. Решите практические задания:
a. Укажите, в каких отношениях находятся следующие пары понятий: «город» и «деревня», «небесное тело» и «звезда». Используя круги Эйлера, изобразите взаимное положение объемов указанных пар понятий.
b. Дайте логическую характеристику понятию «ненависть».
c. Совершите операции ограничения и обобщения объемов следующих понятий: «знаменитый артист», «ураган», «сборная России».
d. Дайте пример генетического определения.
e. Приведите пример суждения вида А, в котором субъект распределен, а предикат – нераспределен.
4. Выполните практические задания:
a. Какое правило определения понятий нарушено: «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»?
b. Преобразуйте следующее суждение путем превращения, обращения и противопоставления предикату: «Все автомобили являются средствами передвижения».
c. Установите с помощью логического квадрата, в каком отношении находятся суждения «Ни одно существо не бессмертно» и «Некоторые существа бессмертны».
d. Приведите пример нарушения закона тождества.
e. Определите вид аналогии в следующем примере: «Жабры для рыб – это то же самое, что легкие для млекопитающих».