мультикультурное воспитание - будущее Ро
Содержание
Введение
1. Научно-педагогические основы мультикультурного образования воспитания учащейся молодёжи
2. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
3. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Заключение
Литература
Введение
В эпоху глобализации наблюдается тенденция большинства стран к открытости и взаимопониманию в рамках мультикультурализма, толерантного отношения к многообразию культур как одного из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия.
В нормативно-правовых документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия, Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции государственной национальной политики, Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, основное внимание уделяется задаче — научить подрастающее поколение принимать культурное многообразие наций и этносов.
Система российского высшего профессионального образования, находясь сегодня в поиске оптимальной и эффективной интеграции в европейское образовательное пространство, реализует задачу гармоничного межцивили-зационного развития на основе идеалов справедливости и равноправия и обеспечения толерантного сосуществования больших и малых этносов, представляющих различные культуры. Потребность в мультикультурном воспитании молодежи как инструменте и принципе образовательной деятельности обусловливает выделение в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения задачи формирования новых интегративных качеств будущих специалистов - профессиональных и общекультурных компетенций и компетентностей, необходимых для жизнедеятельности в мультикультурном обществе, способствующих стиранию межэтнических границ и снятию межнациональных предубеждений.
В учреждениях высшего профессионального образования обучаются студенты разных культур и национальностей. Нередко внутри многонациональных студенческих групп наблюдаются случаи неуважительного, порой конфликтного отношения к культурным различиям друг друга.
В воспитании молодого поколения, способного и готового толерантно относиться к проявлениям иного видения мира и способа жизни, умеющего продуктивно участвовать в межкультурном взаимодействии в условиях сложных социальных отношений современного мира, большим потенциалом обладает дисциплина «Иностранный язык». Иностранный язык изучается во всех видах высших учебных заведений и является обязательной учебной дисциплиной, способствующей решению задач гармоничного развития личности. Знание иностранного языка в условиях глобализации интеграционных общественных процессов и международной мобильности помогает молодым специалистам вести профессиональную деятельность в иноязычной среде, осуществлять продуктивный диалог с представителями иноязычных культур, устанавливать конструктивные связи с зарубежными партнерами.
В связи с интеграционными процессами во всем мире ведутся исследования по следующим направлениям: поликультурному воспитанию (Е. А. Абрамова, А. Н. Джуринский, О. Г. Жукова, Ю. А. Карягина, Л. Р. Садыкова, Н. Н. Ушнурцева и др.); поликультурному образованию (О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова, Ю. С. Давыдова, Г. Ж. Даутова, М. Н. Кузьмин, 3. А. Малькова и др.); межкультурному обучению (Н. И. Алмазова, Л. Г. Веденина, О. Ф. Сыромясова и др.); кросс-культурному образованию (Т. А. Косолапова, Н. В. Лебедева, Р. Г. Рощупкин и др.), многокультурному образованию (Г. Д. Дмитриев), формированию толерантности (А. А. Васильева, В. Г. Гималиев, В. М. Золотухин, Е. Г. Непочатый, П. В. Степанов и др.)
Значительный интерес для нашего исследования представляют труды ученых по мультикультурному воспитанию и образованию подрастающего поколения (М. А. Боуэн, А. Н. Джуринский, Р. X. Кузнецова, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, С. А. Ушакин, А. В. Шафикова и др.), по проблеме формирования мультикультурной компетентности студентов (А. А. Джалалова, И. С. Лунюшкина).
Проблемы, связанные с разработкой концептуальных положений организации обучения иностранным языкам в общем и профессиональном образовании, рассмотрены в работах И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, В. В. Сафоновой и др.
Проведенный нами анализ научных исследований показал, что в науке нет единого взгляда на сущность категории «мультикультурное воспитание», проблема мультикультурного воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования в процессе обучения иностранному языку остается недостаточно изученной.
Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:
- потребностью общества в молодых людях, обладающих развитой мультикультурной компетентностью, и несоответствующим этой потребности реальным уровнем ее сформированности у выпускников вузов;
- значительным потенциалом дисциплины «Иностранный язык» и недостаточной разработанностью педагогических условий его реализации в мультикультурном воспитании студентов вузов.
Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каковы модель и педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку?
Противоречия, определяющие актуальность проблемы нашего исследования, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку».
Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование модели и педагогических условий эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования — педагогический процесс в высшем учебном заведении.
Предмет исследования — мультикультурное воспитание студентов вузов в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования — мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:
- разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности мультикультурной компетентности студентов;
- теоретически обоснована и внедрена в процесс обучения иностранному языку модель мультикультурного воспитания студентов;
- учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку: педагогически целесообразное сочетание систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической учебной деятельности мультикультурной направленности; преимущественное использование интерактивных методов обучения; реализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса мультикультурного воспитания студентов; реализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентов; включение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности.