Роль института доверия на потребительско
Содержание
Введение
1. Теоретические подходы роли института доверия на потребительском рынке
2. Характеристика становления институтов доверия на рынке потребительских товаров
3. Оценка институтов доверия при рыночных взаимодействиях
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Уровень доверия в обществе все чаще рассматривается в качестве принципиального условия функционирования рыночной экономики, фактора экономического развития. Френсис Фокуяма утверждает, что один из важнейших уроков экономической жизни заключается в том, что благополучие нации, как и ее способность к конкуренции, обусловлены уровнем доверия, присущим данному обществу. По его теории доверие трактуется, как возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи. Доверяющий полагается на то, что из его уязвимости партнер не будет извлекать собственные выгоды.
Актуальность проблемы, связанна с формированием института доверия, который является одной из ключевых в институциональном направлении и имеет большое практическое значение. Институт доверия является основным источником модернизации современного общества. Недостаток доверия препятствует экономическому росту, сдерживает инвестиционную активность, вызывает другие негативные последствия.
Целью работы является рассмотреть роль института доверия на потребительском рынке.
Экономическое осмысление сущности и природы доверия берет свое начало в трудах К. Эрроу, Дж. Коулмана, Ф. Фукуямы, Р. Галати, Э. Остром, Р. Локка и др. Среди отечественных экономистов, внесших вклад в исследование категории доверия можно выделить А. Ляско, А. Олейника, И. Николаева, С .Ефимова, Е. Ма-рушкину, В. Шапошникову, И. Жилину, Ю. Ольсевича, И. Дементьева и др.
Теоретические подходы к классификации доверия изучались в работах зарубежных исследователей О. Уильямсона, Н. Дода, П. Холла, Б. Ротштейна, Д. Столле, С. Масамиси.
Отечественная классификация видов доверия основана на трудах А. Олейника, А. Трапковой, А. Ляско, В. Шапошниковой, В. Давыденко, Ю. Ла-това и др.
Вопросы исследования понятия института традиционно находились в сфере пристального внимания ученых «старого» и «нового» институционализма и представлены такими именами, как Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Д. Норт, Дж. Ходжсон. Среди российских ученых, занимающихся исследованием понятия института можно отметить Г.Клейнера, Р. Нуреева, А. Шаститко, Е. Цыренову и др.
Роль доверия способствует экономическому росту и эффективному функционированию рыночной экономики. Существуют несколько аспектов влияния высокого уровня доверия на экономическое развитие, а именно: облегчение согласования интересов участников экономических взаимодействий; активизация информационных обменов и кооперации в инновационной сфере; сокращение расходов на защиту прав собственности.
Концептуальные выводы о роли доверия в экономическом развитии получают подтверждения в аналитических моделях и статистических наблюдениях. В ряде эмпирических исследований выявлена статистическая связь между доверием и экономическим ростом. Многие черты фактических перемен в отечественной экономики – следствие приспособления ее субъектов к дефициту доверия. Широкое распространение бартера в российской экономике было обусловлено, наряду с другими причинами, недоверием между деловыми партнерами.