основы организации игровой деятельности
Теоретические вопросы.
1. Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие. Структура игры как деятельности: мотив, содержание (тема), сюжет, игровые действия, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал. Особенности игры как ведущего вида деятельности, концепция детской игры (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Характеристика детской игры (С.Л. Рубинштейн). Этапы развития игровой деятельности (А.А. Люблинская, Е.В. Зворыгина). Уровни развития детской игры (Д.Б. Эльконин). Особенности игровой деятельности детей с проблемами в развитии.
2. История развития детской игры. Г. Спенсер, К. Гросс, А. Адлер о биологическом происхождении игры. Г.В. Плеханов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев о социальном характере игры как деятельности и ее историческом происхождении. Место игры в жизни общества. Игра как средство воспитания. Современные теоретические подходы к проблеме детских игр в зарубежной и отечественной педагогике. Связь возникновения игрушки с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребенка в обществе.
3. Классификации детских игр: в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, К. Гросс); в отечественной педагогике ( П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, С.Л. Новоселова).
4. Детская игрушка. Виды, педагогическая ценность, требования к игрушке. Функции детской игрушки. Русские народные игрушки, их характеристика, педагогическая ценность (городецкая, семеновская, хохломская, новгородская, гжельская игрушки). Роль игрушки в обогащении игрового опыта ребенка. Требования к детской игрушке. Методика внесения новой игрушки. Критерии выбора игрушки для ребенка.
5. Игры с готовым содержанием и правилами (дидактические, развивающие, хороводные, подвижные, спортивные, пальчиковые). Место игр с правилами в педагогическом процессе детского сада. Дидактическая игра в детском саду как форма и метод обучения. Виды дидактических игр. Специфика подвижных и спортивных игр. Роль хороводных и пальчиковых игр в развитии дошкольников. Педагогические условия для возникновения игр с правилами. Методика руководства играми с правилами. Планирование игр с правилами.
6. Разновидности творческой игры. Сюжетно-ролевая игра, ее педагогическая ценность. Структура, этапы развития сюжетно- ролевой игры (Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, Н.Я. Михайленко). Содержание сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах дошкольников. Разнообразие игровых замыслов, их развитие. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (Д.Б. Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, Н.М. Крылова). Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
7. Строительно-конструктивные игры. Специфика строительных и конструктивных игр. Роль игры в развитии и обучении ребенка-дошкольника. Содержание строительных игр в различных возрастных группах. Виды строительного материала: специально созданный (напольный (крупный) строительный материал, настольный (мелкий) строительный материал); природный (песок, снег, глина); и подсобный (дощечки, коробки и др.). Условия развития строительно-конструктивных игр: знание предметного окружающего мира, конструктивные умения, специально созданная предметная среда. Методика руководства строительными играми.
8. Театрализованные игры. Виды театрализованных игр: игра драматизация собственная, игра-спектакль, игра-театр. Содержание театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми. Подготовительный этап к возникновению театрализованной игры: ознакомление с художественным произведением, создание предметной среды, обучение игровым действиям.
9. Режиссерские игры. Особенности режиссерской игры. Содержание режиссерских игр в различных возрастных группах дошкольников. Педагогические условия для возникновения режиссерской игры. Методика руководства режиссерской игрой.
10. Роль семьи в развитии игровой деятельности ребенка. Трудности и недостатки в организации игровой деятельности детей в семье. Организация совместного досуга детей и родителей. Содержание и формы работы с семьей по развитию игровой деятельности дошкольника. Требования к созданию предметно-игровой среды в семье.
11. Создание, использование предметно-игровой среды в ДОУ. Условия для возникновения и развертывания игры. Организация предметной среды для сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах. Принципы создания и использования предметно-игровой среды: зонирование группового помещения, динамичность предметной среды, обеспечение безопасности среды.
Практическое задание.
Изучить теоретические вопросы и выполнить тестовое задание.
Рекомендации по выполнению задания.
Прочитать внимательно вопрос и выделить один правильный ответ из четырех предложенных.
Тестовое задание
1. Детская игра по своему происхождению, направленности, содержанию может рассматриваться как
- детская забава
- учебная деятельность
- социальная деятельность
- трудовая деятельность.
2. В основе современной классификации детских игр, разработанной С.Л. Новоселовой, (программа «Истоки») лежит
- представление о том, по чьей инициативе (ребенка или взрослого) возникает игра
- принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума, чувств, движений
- правила и форма организации детской деятельности
- содержание детских игр.
3. Усова А.П. установила наличие нескольких ступеней в развитии объединений детей в игре. Она утверждает, что игра «рядом» характерна для детей
- 3-4 лет
- 4-5 лет
- 6 лет
- 6-7 лет.
4. Сущностной особенностью дидактической игры дошкольника является
- наличие в игре обучающей задачи
- возможность проявления активности детей
- использование разнообразного дидактического материала
- коллективный характер деятельности.
5. К приемам прямого руководства игрой относится
- создание игровой обстановки до начала игры
-наблюдение за трудовой деятельностью взрослых
- участие в сговоре детей
- беседа о взаимодействии детей в игре.
6. Ведущее положение игры как вида деятельности дошкольника определяется тем, что
- ребенок все время играет
- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение)
- игра является наиболее привлекательным для дошкольника видом деятельности
- игра - самый доступный для дошкольника вид деятельности.
7. Впервые в отечественной дошкольной педагогике классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре, представлена
- Д.Б. Элькониным
- П.Ф. Лесгафтом
- С.Л. Новоселовой
- Н.К. Крупской.
8. В дидактической игре увлекает процесс, действия, а результат не интересует ребенка
- раннего и младшего дошкольного возраста
-среднего дошкольного возраста
- старшего дошкольного возраста
- предшкольного возраста.
9. Основными компонентами игры как деятельности являются игровой замысел, игровые действия, роли, правила, сюжет и…
- игровые пособия, атрибуты
- самостоятельность и свобода ребенка
- результат игры
- творчество.
10. Выполнение роли в игре становится значимым мотивом игровой деятельности для ребенка
- 2-3 лет
-3-4 лет
-4-5 лет
-5-6 лет.
11. Ведущее положение игры как вида деятельности дошкольника определяется тем, что
- ребенок все время играет
- игра является наиболее привлекательным для дошкольника видом деятельности
- игра - самый доступный для дошкольника вид деятельности.
- в игре находят выражение основные потребности дошкольника (самостоятельность, активность, общение).
12. Отличительной особенностью режиссерской игры дошкольника является то, что
- партнерами ребенка по игре являются неодушевленные предметы (игрушки, атрибуты)
- в игре есть сюжет и роли
-в основу содержания игры положено литературное произведение
-в игре ребенок использует декорации, костюмы, маски.
13. Три типа игрушек (готовую, полуготовую и материалы для игр) выделены
- А.С. Макаренко
- С.Л. Новоселовой
- Н.К. Крупской
-П.Ф. Лесгафтом.
14. Детская игра как деятельность имеет общую черту с трудом детей:
- использование предметов и атрибутов
- структурные элементы деятельности
- коллективный характер деятельности
- процессуальный характер деятельности.
15. К приемам косвенного воздействия на игру детей относится
- ролевое участие воспитателя в игре
- внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры
- совет по ходу игры
- предложение нового сюжета.
ЕСЛИ ХОТИТЕ ПРИОБРЕСТИ РАБОТУ, НО С ИЗМЕНЕНИЯМИ - НАПИШИТЕ МНЕ. Я СДЕЛАЮ ВСЕ, ЧТОБЫ РАБОТА ВАМ ПОДХОДИЛА
Например если нужна лишь часть работы. Если нужно увеличить - уменьшить объем, поднять - опустить оригинальность. Изменить оформление по вкусу вашего преподавателя.