15 заданий по логике
Глава 1
Упражнение 15
Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.
15.9 Эрудиция. Невежество.
Упражнение 17
Обобщите понятия.
17.9 Нотариус.
Упражнение 24
Установите правильность следующих определений (в неправиль¬ных определениях укажите, какое правило нарушено).
24.9 Правоспособность - способность иметь права.
Упражнение 28
Проверьте правильность деления понятий; в неправильном деле¬нии укажите, какие правила нарушены.
28.9 Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
Глава 2
Упражнение 4
Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом вырази¬те в символической записи.
4.10 Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федера¬ции находятся под защитой государства.
Упражнение 6
Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отно¬шения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенностъ субъекта и предиката.
6.10 Среди преступников есть особо опасные рецидивисты.
Упражнение 11
Укажите соединительные и разделительные суждения, в последних – вид дизъюнкции (строгая или нестрогая, полная или неполная), приведите символическую запись суждений. Если суждение не выражено в явной логи¬ческой форме, сформулируйте его».
11.10 К вечеру или пойдет дождь, или похолодает.
Упражнение 12
Укажите антецедент и консеквент условных и эквивалентных су¬ждений, приведите их символическую запись. Если суждение не выра¬жено в явной логической форме, сформулируйте его, использовав связ¬ки -«Если.., то...» и <Если, и только если..., то...».
12.10 Было бы начало, будет и конец.
Глава 3
Упражнение 1
Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода. Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений А, Е, I, О.
1.1 Все студенты 12-й группы являются успевающими.
Упражнение 6
Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода.
6.1. Все студенты юридических вузов изучают логику.
Все изучающие логику – студенты юридических вузов.
Упражнение 10
Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суж¬дения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Ус¬тановите их истинность или ложность.
10.1 Совершеннолетние имеют право голоса.
Глава 4
Упражнение 3
Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в сим¬волической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформу¬лируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»).
3.2 Если суд придет к выводу о подложности документа, он устра¬нит его из числа доказательств.
Упражнение 5
Сделайте ввод из посылок, установите, следует ли он с необходи¬мостью.
5.2 Если Л. виновен в разбойном нападении, то он привлекается к
уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ. Л. привлечен к
уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ.
Упражнение 7
Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу, б) по отрицающе-утверждающему модусу; опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.
7.2 По количеству категорические суждения делятся на общие и частные.
Упражнение 8
Постройте рассуждение по одному из модусов раздели¬тельно-категорического умозаключения.
8.2 У работницы кондитерской фабрики при задержании ее в про¬ходной после окончания смены обнаружено несколько кило¬граммов сахарного песка. Это хищение могло быть совершено без помощи и ведома других лиц, но может свидетельствовать и о групповом хищении с участием работников охраны или мате¬риально ответственных лиц фабрики. Установлено, что работница была умышленно и беспрепятственно пропущена через проходную дежурным вахтером, что исключает предположение о хищении без помощи и ведома других лиц.