эконометрика
1. Туристическую фирму крупного курортного города интересует связь между числом отдыхающих в отелях и расходами на рекламу отелей. Была собрана следующая информация за текущий сезон:
Отель 1 2 3 4 5 6 7
Реклама, долл. 9000 6000 10000 8000 7000 4000 6500
Число гостей 1100 1200 1600 1300 1100 800 1000
Построить регрессионную модель для объяснения изменения числа гостей в зависимости от расходов на рекламу. Проверить значимость коэффициентов модели и значимость регрессии. Посчитать среднюю ошибку аппроксимации. Определить коэффициент эластичности. Дать экономическую интерпретацию коэффициентов регрессии и эластичности.
2. Для объяснения изменения ВНП за 10 лет строится линейная регрессионная модель с объясняющими переменными – потреблением С и инвестициями I получены следующие статистические данные:
C, млрд. $ 8 9,5 11 12 13 14 15 16,5 17 18
I, млрд. $ 1,65 1,8 2,0 2,1 2,2 2,4 2,65 2,85 3,2 3,55
ВНП, млрд. $ 14 16 18 20 23 23,5 25 26,5 28,5 30,5
Оценить по МНК коэффициенты уравнения регрессии. Проверить общее качество уравнения регрессии. Оценить стандартную ошибку регрессии и стандартные ошибки коэффициентов. Через три года предполагаются следующие уровни потребления и инвестиций: C = 22,1, I = 3,8. Какой уровень ВНП ожидается при этом?
3. Финансовый директор АО «Веста» рассматривает целесообразность ежемесячного финансирования инвестиционного проекта со следующими объемами нетто-платежей yt, тыс. р.
t 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
yt 45 40 43 48 42 47 51 55 50 57 62 62
Построить линейную модель зависимости объемов платежей от сроков (времени). Оценить качество построенной модели на основе исследования: независимости уровней ряда остатков по критерию Дарбина-Уотсона (в качестве критических значений использовать уровни d1 = 1,08 и d2 = 1,36 и по первому коэффициенту автокорреляции, критический уровень которого 0,36); нормальности распределения остаточной компоненты по RS-критерию с критическими уровнями 2,7 – 3,7; средней по модулю относительной ошибки. Определить размеры платежей на три последующих месяца (построить точечный и интервальный прогнозы на три шага вперед (при уровне значимости 0,05), отобразить на графике фактические данные, результаты расчетов и прогнозирования). Оценить целесообразность финансирования этого проекта, если в следующем квартале на эти цели фирма может выделить только 120 тыс. р.