Основы теории коммуникации.
ТЕМА 1.
Понятие эффективной коммуникации. Коммуникативная позиция.
1. Какие приемы усиления, защиты своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника используются в следующих примерах?
2. Прочитайте басню. Какое правило речевого воздействия эффективно использует Лиса? Какие приемы она применила? Назовите их. Какой цели достигла Лиса? Было ли общение эффективным?
ВОРОНА
И ЛИСИЦА
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты
мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась
голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье
горло.
Сыр выпал – с ним была плутовка
такова.
(И.А. Крылов)
3. Подберите видеофрагменты (из фильма, передачи, сериала и пр.), иллюстрирующие разные цели коммуникации.
Тема 2. Коммуникативные знаки. Специфика невербальной коммуникации.
1. Подберите видеофрагмент (фильма, сериала, телепередачи и пр.) иллюстрирующий каждый из трех типов отношений между вербальной и невербальной коммуникацией.
- невербальное сообщение согласуется с вербальным, усиливает его.
- невербальное сообщение противоречит вербальному
- невербальное сообщение касается другой темы, чем вербальное
2. Прочитайте и законспектируйте книгу А. Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам». Охарактеризуйте позы и жесты участников коммуникации:
ТЕМА 3. Коммуникативные каналы.
Прочитайте отрывок из пособия Соколова А. В. Общая теория социальной коммуникации.
Сделайте инфографику на тему «Развитие коммуникативных каналов»
Тема 4. Уровни коммуникации.
1. Определите, к какому уровню относятся следующие формы коммуникации (межличностная, групповая, массовая; микро-, миди-, макрокоммуникация; управление, диалог, подражание).Образец: Само
2. Подготовьте видеофрагмент, подтверждающий аксиомы межличностной коммуникации.Прокомментируйте его.
ТЕМА 5. Коммуникативные барьеры.
Определите тип барьера: