Предприятие "Канат"
Ситуационная задача 1.
Предприятие "Канат", относящееся к военно-промышленному комплексу, выпускало раньше сложную военную продукцию широкой номенклатуры электротехнического назначения. Когда не стало государственных заказов на выпускаемую военную технику, предприятие в рамках конверсии решило разработать новую стратегию деятельности на рынке. Руководство предприятия приняло решение производить товары народного потребления, ориентированные на покупателя. Поэтому появилась проблема, связанная с комплексным исследованием рынка. Однако в структуре управления предприятия не было отдела маркетинга и специалистов - маркетологов.
Комиссия подготовила предложения по перестройке организационной структуры управления коммерческой деятельностью с ориентацией ее на маркетинг. Особенность этих предложений заключалась в том, что были разработаны три возможных варианта новой организационной структуры (рис. 1, 2, 3).
Первый вариант предполагает полную реорганизацию отдела сбыта и образование в его составе группы маркетинга. Причем численность отдела сбыта не планируется увеличивать.
Вторым вариантом предложения является организационная структура отдела маркетинга, построенная по функциям (рис. 2). Структура отдела сбыта при этом остается без изменения. При разработке этого варианта организационной структуры отдела маркетинга учтено, что переход с военной на гражданскую продукцию требует выполнения большого объема научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, т.к. руководство предприятия приняло решение выпускать сложную продукцию. Этот фактор, а также необходимость учета требования покупателей к техническим характеристикам изделия явилось причиной создания в составе отдела маркетинга группы по разработке новых изделий. Для создания нового отдела маркетинга, ориентированного по функциям, требуются дополнительные затраты, поскольку необходимо привлечение новых специалистов - маркетологов. При втором варианте перестройки организационной структуры коммерческих подразделений отдел сбыта не подвергается реорганизации, хотя численность его должна сократится на 3-4 человека.
Третий вариант (рис. 3). Особенностью этой структуры отдела маркетинга является ориентация его по товарам. Поэтому необходимо весьма значительные увеличение численности. Преимущество такой организационной структуры в ее нацеленности на нововведения, что для предприятия «Квант» является важным.
Для третьего варианта характерно то, что наряду с образованием нового отдела маркетинга, ориентированного на товары, организационная структура отдела сбыта остается без изменения, хотя численность должна быть сокращена на 3 человека.
Вопросы и задания.
1. Проанализируйте три возможных варианта изменения организационной структуры коммерческой деятельности предприятия (рис. 1, 2, 3). В чем сильные и слабые стороны каждого варианта?
2. Какой из возможных трех вариантов наиболее приемлем в условиях конверсии и перехода на рыночные принципы деятельности? Обоснуйте ответ.