Анализ показателей результата и оценка
Глава 1. Теоретические вопросы анализа объема производства и продажи продукции
1.1 Задачи и информационная база анализа объема производства и продажи продукции
Производственная организация - это пространственно-временная структура производственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получения максимальных результатов в самое короткое время и при
Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и реализации продукции. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода. Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Итоговые показатели плана по производству товаров нужны для анализа потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж и других показателей.
Задачи анализа объема производства и реализации продукции:
1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен.
1.2 Показатели, используемые в анализе объема производства и продажи продукции
В число основных функций предприятия, независимо от того, каков профиль его деятельности, входят производство и реализация произведенной продукции. [4,295]
Производство представляет собой процесс изготовления, создания продукции.
Реализация – это совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.
Соответственно, различают объем произведенной продук¬ции и объем продаж (реализованной продукции), которые могут выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных из-мерителях.
Обобщающие показатели объема деятельности предприя¬тия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Схема формирования и анализа стоимостных показателей продукции приведена на рисунке 1.1
Рис. 1.1- Схема формирования и анализа показателей и факторов выпуска и
продажи продукции
Объем произведенной продукции юридического лица определяет¬ся без стоимости так называемого внутризаводского оборота, т.е. без стоимости той части выработанных предприятием готовых из¬делий и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные производственные нужды (кроме продукции, зачис¬ленной в состав основных средств данного юридического лица).
Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция. Валовая продукция включает:
-готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный пе¬риод и пред-назначенные для реализации на сторону, передачи своему капи¬тальному строительству и своим непромышленным подразделени¬ям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;
-полуфабрикаты своей выработки, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, независимо от того, вырабо¬таны они в отчетном периоде или ранее;
-работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства и сво¬им непромышленным подразделениям, а также работы по модер¬низации и реконструкции собственного оборудования;
-работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном пе¬риоде не завершено.
В отличие от валовой продукции товарная продукция не вклю¬чает незавершенное производство. На предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более года) произ¬водственным циклом, а значит, колебания незавершенного про¬изводства значительны, о произведенной продукции судят по ва¬ловой продукции; на предприятиях, где длительность производ¬ственного цикла менее года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, – по то¬варной продукции, т.е. по стоимости товаров, работ и услуг, пред-назначенным к продаже.
Стоимость продаж (реализованной продукции) также может учи-тываться в двух вариантах в зависимости от учетной политики пред-приятия: как правило, по отгруженной продукции; в некото¬рых случаях – по оплаченной продукции.
Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненные рабо¬ты и услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет.
Самым обобщающим показателем объема продукции является объем продаж, т.е. объем оплаченной от¬груженной продукций. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. [14, 73-74]
Немаловажное значение для оценки выполнения производствен¬ной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их ис¬пользуют при анализе объемов производства и реализации продук¬ции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяют¬ся для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д. [11, 105-107]
С помощью трудовых измерителей (нормо-часов, нормативной заработной платы, нормативной стоимости обработки и др.) определяют трудоемкость продукции, что во многих случаях лучше ха¬рактеризует действительный объем выполненных работ, чем пол¬ные стоимостные показатели.
Нормативные трудовые единицы измерения используются для анализа выполнения плана по объему производства главным обра¬зом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного произ¬водства невозможно использовать натуральные единицы измере¬ния.
Применение показателей трудоемкости продукции для оценки результатов производственной деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показате¬ли объема производства и выпуска продукции. Вместе с тем изме¬рение продукции в единицах трудоемкости имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей. Например, нормо-часы исчисляют рабочее время без учета различий в квалифика¬ции рабочих, отражают труд, как правило, основных производ¬ственных рабочих. Качественный уровень нормо-часов в различ¬ных производствах и цехах неодинаков, часто применяются устаревшие нормы, не отражающие достигнутый уровень произ¬водства, и т.д. Поэтому при анализе хозяйственной деятельности использование единиц трудоемкости имеет вспомогательное зна¬чение наряду с использованием денежной оценки. [14, 77]
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:
-оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
-определение влияния факторов на изменение величины этих по¬казателей;
-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.