химия
1. Закономерности изменения атомных, ионных радиусов и относительной электроотрицательности атомов 1-2А групп. Химические свойства s- элементов (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, способность к комплексообразованию).
-----------------------------→ X ---------------------------------→
Li – Na- K – Rb – Cs – Fr X Be – Mg – Ca – Sr – Ba - Ra
←---------------------------- X ←---------------------------------
1.1. Покажите на схеме, как изменяется в группе s-элементов: радиус атома, связь валентного электрона с ядром атома (энергия ионизации), окислительно-восстановительный потенциал, химическая активность, основные свойства, способность к комплексообразованию.
1.2. Что определяет сходство и различия физико-химических свойств соединений элиментов, а также близость и различия их действия в биологических системах?
1.3. Напишите общую формулу строения внешних электронных облочек s-элементов 1 и 2 групп.
1.4. Химия ионов s-металлов в организме и их роль в растительном и живом мире. Натрий и калий (свойства и их роль в живых организмах). Применение препаратов с натрием и калием в медицинской практике.
2. Положение d-элементов в периодической системе электронов Д.И. Мендилеева. Закономерности изменения атомных, радиусов и относительной электроотрицательности атомов d-элементов в периодах и группах. Химические свойства d-элементов (кислотно-основные, окислительно-восстоновительные, способность к комплексообразованию). Важнейшие соединения (оксиды, гидроксиды, соли) и их свойства.
--------------------------------------------------------→
Sc – Ti – V – Cr – Mn – Fe – Co – Ni – Cu – Zn ;
←--------------------------------------------------------
---------------→ ---------------→ X ---------------→
Cu – Ag – Au ; Cr – Mo – W ; X Zn – Cd - Hg .
←-------------- ←-------------- X ←---------------
2.1. Покажите на схеме, как изменяется в периоде и группах d-элементов: радиус атома, связь валентного электрона с ядром атома (энергия ионизации), металлические свойства, устойчивость соединений элементов в высшей степени окисления, кислотные и окислительно-восстановительные свойства этих соединений.
2.2. Напишите общую формулу строения внешних электронных оболочек: а) для d- элементов 4 периода; б) для d-элементов 1 группы; в) для d-элементов 7 группы.
2.3. Какую роль выполняют d-элементы в живых организмах?
Перечислите d-элементы - металлы жизни. Свойства и биологическая роль: железа, кобальта и их соединений.
3. Закономерность изменения атомных, ионных радиусов и относительной электроотрицательности р-элементов. Химические свойства р-элементов (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, способность к комплексообразованию).
Важнейшие соединения (оксиды, гидратные соединения, соли) и их свойства.
-----------→ X ---------------→
B-C-N-O-F X N-P-As-Sb-Bi
←----------- X ←--------------
3.1. Покажите на схеме, как изменяется в периоде и группе р-элементов: радиус атома, связь валентного электрона с ядром атома ( энергия ионизации), энергия сродства к электрону, металлические свойства, окислительная активность, способность к комплексообразованию в группе, устойчивость соединений в высшей степени окисления?
3.2. Напишите общую формулу соединения внешних электронных облочек: а) для элементов 3 периода; б) для элементов 4 группы.
3.3. Роль органогенов (галогенов) и их соединений в растительном и животном мире. Некоторые химические свойства хлора, брома и иода.
Приведите важные свойства и примеры соединений и химических процессов, играющих важную биологическую роль в живых организмах.
4. Напишите уравнение реакции горения лития, натрия, калия и назовите полученные соединения. Покажите уравнения реакций полученных соединений с водой.
5. Напишите в молекулярной и ионной формуле уравнение реакции:
а) Al(OH)3 + H2SO4 → X Al(OH)3 + KOH→
б) Ca(HCO3)2+ HCl → AgCl +Na2S→
6. Напишите уравнения реакций следующих превращений:
B→ B2O3 → B(OH)3 → Na2B4O7 → B(OC2H5)3 → B2O3
S → SO2 → H2SO3 → S→ Na2S → NaHS →H2S → CuS
7. Какие свойства проявляет пероксид водорода в окислительно-восстановительных реакциях? Укажите степень окисления кислорода в этом соединении.
Напишите уравнение реакции и сбалансируйте их методом ионно-электронного баланса:
а) пероксида водорода с хроматом натрия в нейтральной среде;
б) пероксида водорода с иодидом калия в кислой среде
8. Учитывая, что координационное число комплексообразования равно шести, напишите координационную формулу комплексного соединения:
а) CrCl3∙3H2O∙3NH3 X г) Sn(OH)4∙2NaOH
8.1. Назовите соединения.
8.2. Напишите уравнения ионизации комплексных соединений.
8.3. Напишите выражение константы устойчивости комплексного иона
9. Используя величины констант устойчивости соответствующих комплексных ионов, следует вывод о возможности образования новых комплексных соединений и напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде:
а) [Cu(NH3)4 ]Cl2 +KCN → X б) K[Ag(CN)2]+NH3→
10. Объясните взаимодействие гидроксида меди (2), на примере реакций с избытком гидроксида натрия и с водным раствором аммиака: а) со щелочами, б) с раствором аммиака.
11. Биохимия тканей. Начальные предстовления о тканях организма как дисперсных системах. Кровь сложная дисперсная система (состав, характеристика, свойства).
12. Алюмокаливые квасцы. Напишите уравнения реакций получения квасцов, их ионизации в водном растворе и взаимодействия: а) с избытком раствора щелочи; б) с раствором BaCl2. Применение алюмокалиевых квасцов в медицине.
13. Химия ионов р-элементов в организме и их роль в растительном и животном мире. Некоторые свойства и биологическая роль: углерода и его соединений.
13. Покажите изменения кислотно-основных свойств в ряду: HNO2- H3PO3 – H3AsO3- Sb(OH)3 – Bi(OH)3. Напишите уравнения реакций, подтверждающие амфорные свойства Sb(OH)3 в молекулярном и ионном виде
14. Пересчитайте степени окисления хлора в химических соединениях. Составить уравнения реакций хлора: а) с водой; б) со щелочью при нагревании.
15. Сколько граммов йода и миллилитров этилового спирта (плотность 0,80 г/мл) нужно взять для приготовления 50 г иодной настойки с массовой долей иода 0,25.